Правовые ошибки в работе медиков… Когда я услышала от коллеги, что это станет главной темой лекций преподавателя мурманского вуза для сотрудников областной клинической больницы, то, честно говоря, засомневалась: получится ли откровенный разговор? Вспомнила, как в один из своих приездов знаменитый Леонид Рошаль пытался разговорить мурманских коллег, пришедших на встречу с ним. Не тут-то было - те молчали, будто набрали в рот воды, ни слова о проблемах. Медики вообще сообщество корпоративное, не очень-то склонное выносить внутренние дела на всеобщее обозрение. Потому при случае поинтересовалась у некоторых врачей, как они относятся к идее проведения лекций преподавателем-юристом. Ответ получила вполне ожидаемый: «Что нам нового может сказать юрист? Он, что, работал когда-нибудь в медицине?»
Да нет, не работал там Алексей Кузьмин. Но в ошибках врачей по долгу службы приходилось разбираться не раз - как-никак три десятка лет в прокуратуре, многие годы во главе районной. Вот уже десять лет он, кандидат юридических наук, доцент, преподает право студентам Мурманского гуманитарного института (ныне Международный институт бизнес-образования). Поначалу читал лекции в свободное время, а после выхода в отставку преподавание стало основной работой. И кстати, собеседник, рассказчик Алексей Петрович очень интересный. Так что, думаю, не случайно главврач областной больницы Александр Голованов предложил ему заняться юридическим просвещением своих сотрудников. Это прежде всего в наших, нынешних и будущих пациентов больницы, интересах. Ну а пока я решила сама встретиться с ним - тема-то касается буквально каждого.
Начался наш разговор с клятвы Гиппократа, той самой, что столетиями выражала морально-этические принципы поведения врача: «Чисто и непорочно я буду проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного». Этому тексту более двух тысяч лет, и, возможно, сегодня он кажется несовременным. Нынче выпускники наших медвузов дают клятву российского врача. Но как бы ее формулировки ни отличались от гиппократовых, суть осталась той же: честно исполнять свой врачебный долг, внимательно и заботливо относиться к пациенту. Вот только… Как же быстро многие медики забывают то, чему когда-то присягали.
Недавно мне пришлось отвозить близкого человека в больницу. Женщине, которая далеко не молода, стало плохо на приеме у врача в поликлинике, где ее около трех месяцев «перебрасывали» от одного доктора к другому. За это время так и не было проведено полное обследование. С последним врачом повезло, по крайней мере, она по «скорой» отправила женщину в городскую больницу. Привезли в 16.45. Мы больше двух часов ждали, когда освободится дежурный врач, который, как нам сказали в приемном покое, проводил операцию. Освободившись, доктор спустился в приемный покой, осмотрел больную и тут же поставил диагноз: острый пиелонефрит. При этом выразил сожаление, что время уже позднее и УЗИ не работает. А затем отправил пациентку в «севрыбовскую» больницу, так сказать, «по месту жительства». Врач скорой помощи по дороге заявила, что с таким диагнозом и там не примут, мол, надо лечиться амбулаторно. В «Севрыбе» больную (тоже после долгого ожидания в приемном отделении) осмотрели два специалиста, нефролог и хирург. Диагнозы оказались противоположными, но рекомендация одна: лечиться в поликлинике. Сейчас больная проходит полное обследование в областной больнице, куда попала благодаря помощи все того же врача поликлиники, которая две недели назад ее отправляла по «скорой».
В конце концов любой человек может ошибаться. Но мне до сих пор непонятно, почему в каждой из больниц пациентку, которая мучилась от боли, не оставили в стационаре? К слову, и там, и там ей пришлось сдавать одни и те же анализы крови и мочи. Как будто за два-три часа что-то в ее состоянии могло в корне измениться. К чему, подумала я, такая трата средств, о которых так печется наша медицина? Разве только на случай жалобы больной: мол, в помощи ей не отказали…
И второе, что меня потрясло - это цинизм, который некоторые «медицинские работники» проявляют в приемных отделениях. А ведь это лицо любого медучреждения. Слышать, как иногда разговаривают с больными, просто невозможно. На одну старую женщину, которая не могла самостоятельно передвигаться (ее привез муж), медсестра буквально кричала: «Видно, решила поселиться в больнице на всем готовом? За год приезжаешь уже в третий раз! Здесь тебе не богадельня!» Старушку продержали в приемном покое дольше всех поступивших больных и лишь после многочисленных перезвонов с какими-то специалистами, один из которых подтвердил, что бабушке весной делали операцию на сердце, на нее стали оформлять документы. При этом вторая медсестричка обращала внимание только на телевизор и не вмешивалась… Кстати, зачем в приемном покое это чудо техники?
Может, все это происходит оттого, что средний медперсонал никаких клятв никому не дает?
- Но ведь должны же быть если не человечность и гуманизм, то хоть какие-то стандарты - поведения, лечения, отношения к больному? - спросила я после своего длинного монолога бывшего прокурора, который, надо отдать ему должное, все это время внимательно меня слушал.
- А они существуют - в новом законе «Об охране здоровья граждан в РФ», который вступил в силу в январе этого года.
- Однако с первых дней своего рождения этот закон был подвергнут жесткой критике даже со стороны самих врачей.
- Ничего совершенного в мире, как известно, нет. Да, у медиков могут быть к нему свои претензии. Я же - профессиональный юрист. С этих позиций и готов говорить о новом законе. Так вот, вы спрашивали о стандартах лечения и требованиях к качеству медуслуг. Они в новом документе четко расписаны, и в этом его большое значение. И сейчас моя задача, как ее видит главный врач Александр Голованов, в том, чтобы донести основные положения закона, естественно, на живых примерах, до медработников.
- В чем необходимость этого?
- Понимаете, медицинского права как такового не существует. Его если и преподают, то как спецкурс в медвузах. А ведь с оказанием медицинской помощи связан огромный пласт в законодательстве, отдельные положения есть в уголовном, гражданском, административном праве и так далее. И их необходимо знать, потому что они описывают взаимоотношения между лечебным учреждением, медработником и пациентом, а также его родственниками. Описывают, какими эти взаимоотношения должны быть. Вопросов здесь очень много, и с ними мне нередко приходилось сталкиваться как прокурору.
- Согласитесь, руководители крупных организаций не всегда заинтересованы в том, чтобы их подчиненные знали законы. И требуют, чтобы выполняли лишь те распоряжения, которые спускаются «сверху», хотя отнюдь не всегда соответствуют букве закона.
- Если руководитель, тем более лечебного учреждения, стремится к тому, чтобы его больница, поликлиника работали в рамках законодательства, он заинтересован и в обучении коллектива. Чем больше врач знает, тем лучше анализирует обстановку, тем меньше будет ошибок. У нас есть ФОМС, страховые компании, которые отслеживают ситуацию в лечебных учреждениях. Нередко недовольство пациентов, жалобы на медобслуживание выливаются в большие неприятности для руководителей этих учреждений, в штрафы. С новым законом о здравоохранении большинство медработников знакомы довольно поверхностно. А жаль. Да, он довольно объемный - 101 статья, более 60 страниц текста. Тем не менее он для врачей должен стать настольной книгой, которую надо не только внимательно изучить, но и сверять с ней свою ежедневную профессиональную деятельность.
Возьмем те же платные услуги. Предлагать и оказывать их разрешается лишь после того, как пациенту письменно, под роспись, разъяснят, что то же лечение он может получить бесплатно - в рамках двух программ гарантий оказания медпомощи, федеральной и региональной. А где это соблюдается? И таких нарушений в этом году в Мурманской области, как показывают прокурорские проверки, было немало. Если пациент сталкивается с какими-то нарушениями в медобслуживании, обеспечении лекарствами, он может обратиться в суд с материальным и моральным иском.
- Это достаточно сложный для многих путь. К тому же наши люди часто не знают, на что имеют право. К примеру, врач говорит, что нужных для пациента лекарств нет, надо купить. И объяснения этому всегда находятся: конец года, квартала, ничего нет, один анальгин остался. Как-то мне сказали: капельницу сделать не можем, закончились так называемые системы. Вопрос, конечно, копеечный. Но если в больнице закрыт аптечный киоск, больному что делать - бежать в аптеку? А она может оказаться неблизко. Попробуй это сделать пациент той же «Севрыбы», которая находится у черта на куличках: из транспорта - лишь маршрутки, которые ездят только по им известному расписанию, а по выходным вообще на линию не выходят. Как быть?
- В случаях, когда нарушаются права пациента, следует обращаться с письменным заявлением в страховую компанию. Сегодня они очень строго отслеживают все обращения и применяют к лечебным учреждениям в случае их вины жесткие материальные санкции. Однако платит больница, поликлиника, а не конкретный врач. И не каждый руководитель знает, что он может подать регрессный иск к конкретному виновнику. Сто тысяч и для больницы, конечно, большие деньги, но каково это для врача, медсестры, которые вовремя не помогли пациенту, оказали некачественную медуслугу или, допустим, нахамили, унизили больного?
На первом месте согласно закону должны быть интересы пациента. А это предполагает и его психологический контакт с врачом, и доброжелательное отношение персонала. Представим такую, в общем, нередкую, картину. Лежачий больной зовет санитарку, чтобы вынести судно, а той нет. На вызов приходит медсестра и с порога заявляет: «Это не моя обязанность!» А появившаяся наконец санитарка в сердцах бросает: «Чего тебе надо? Да ты и так помрешь». Считаю, за такое надо гнать с работы! На занятии с медсестрами, которое я проводил, они мне начали рассказывать, как трудно сегодня найти хорошую санитарку. Это действительно так. Но если от пациента поступит жалоба в страховую компанию, то накажут рублем и больницу, и медсестру - за то, что допустила подобную ситуацию. Ведь именно она должна контролировать своих подчиненных. Главный принцип работы медиков гласит: «Не навреди».
- Навредить можно и словом.
- Да, есть так называемые ятрогенные заболевания - психические травмы, возникающие как следствие неправильного поведения, неосторожного высказывания. Не устану повторять: основа основ работы медработников - соблюдение прав пациента. Между прочим, в законе написано: весь процесс лечения должен учитывать личное время пациента. Вы такое в практике где-нибудь видели?
- Разумеется, нет. Все происходит с точностью до наоборот. Наши поликлиники вроде бы от очередей в регистратуру за талонами избавились. Но чтобы попасть, например, к хирургу, необходимо сначала записаться на прием к участковому терапевту, а тот уже, если есть номерки, направит к специалисту. На это не одна неделя уйдет.
- Тем не менее требования к медикам, о которых я говорил, не с неба взяты, а из документов Всемирной организации здравоохранения. По новым требованиям, например, если пациент сам этого не хочет, ему нельзя сообщать диагноз, особенно неблагоприятный. Врачебная тайна (в законе перечислено, что в нее входит: это информация о диагнозе, о методах лечения и все иные сведения) разглашается только с согласия пациента и лишь тому, кому он сам скажет. Еще один важный момент: любой человек имеет право не только знать, но и знакомиться со всей документацией о своем заболевании. Более того, если он напишет письменное заявление, то ему обязаны выдать копии всех документов.
- Однако, согласитесь, дело до суда не так часто доходит. То ли мы не знаем своих прав, то ли просто инертны. А может, не хотим портить отношения с врачом - мало ли еще придется обратиться.
- Идите в страховую компанию, она всегда заинтересована не платить медучреждению, если допущены какие-то нарушения стандартов лечения, обеспечения лекарствами и тому подобное. Поэтому, если больной обращается с обоснованной жалобой в компанию, больница, поликлиника удовлетворяют тут же все его требования, и до суда дело доходит редко. Однако важно помнить: моральный вред ни одна страховая компания возмещать не будет - только суд.
…Помимо лекций Алексей Кузьмин ведет прием в областной больнице для пациентов по вопросам оказания медицинской помощи. Часто к нему приходят не только с правовыми вопросами, но и с этическими, моральными. На одной из встреч с врачами областной больницы Алексей Петрович свой разговор начал со слов советского ученого-юриста, автора многих работ по криминологии, профессора Михаила Шаргородского: «Никакие законы не могут заменить совесть врача, но и совесть не может заменить юридические законы, потому что она не у всех есть». На этом занятии Кузьмин вновь разъяснял статьи закона об охране здоровья, который в полную силу покажет себя с 1 января будущего года, когда будет введена жесткая ответственность за несоблюдение стандартов лечения. Докладчик назвал его медицинским кодексом, который обязан чтить любой медработник, от младшей медсестры до главного врача. Поблажек никому не должно быть, ибо главное - здоровье пациента. И это должно стать главным критерием в здравоохранении. Хотя понятно: путь к пониманию такой простой истины, наверно, не будет коротким. В США к этому шли почти сто лет, но и сейчас там ежегодно по вине врачей страдает около миллиона пациентов, а каждый седьмой врач привлекается к уголовной или гражданской ответственности. И это для цивилизованной страны считается нормальным.
источник : www.mvestnik.ru