Большинство пациентов в России осенью 2021 года сталкивались с отказом в необходимой медицинской помощи. О недоступности инструментальных исследований, направлений в федеральный медцентр или долгом ожидании приема врача сообщили более 70% опрошенных.
Самыми частыми проблемами для пациентов в период очередной волны СOVID-19 осенью 2021 года были отказы в необходимой медицинской помощи и недоступность инструментальных исследований или направлений на их проведение. Такие данные были получены в ходе мониторинга жалоб и обращений пациентов при получении амбулаторно-поликлинической помощи в системе ОМС. Опрос проводился Всероссийским союзом пациентов (ВСП) и центром «Социальная механика» (копия отчета есть в распоряжении «МВ»).
Во второй волне исследования с 1 сентября по 31 октября 2021 года приняли участие 2320 жителей 80 субъектов, 48 экспертов из 5 общероссийских и 42 региональных общественных организаций пациентов. Первая волна исследования проводилась с 1 марта по 31 августа 2021 года, были опрошены 3130 жителей 83 регионов, 43 эксперта из 12 общероссийских и 31 региональной НКО пациентов. Развернутые результаты будут представлены ВСП на XII Всероссийском конгрессе пациентов 25—29 ноября.
На что жалуются пациенты
С нарушениями при оказании медпомощи сталкивалось подавляющее большинство опрошенных. Чаще всего это был отказ в выдаче направления на инструментальные исследования (УЗИ, рентген и т.п.) при наличии устных рекомендаций врача (78,4%); долгое — более 14 рабочих дней — ожидание лабораторных исследований (общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови и т.п.) после их назначения (77,6%); отказ в выдаче направления в специализированную федеральную клинику для лечения заболевания при наличии устных рекомендаций врача (75,2%); долгое ожидание приема узкого специалиста после записи — более 14 рабочих дней (74,5%).
Проблемы, с которыми сталкивались граждане в поликлинике за последние 3 года (II волна)
Источник: опрос ВСП и центра «Социальная механика»
«Проблемы с качеством медицинских услуг остаются в числе тех, с которыми пациенты регулярно сталкиваются в поликлиниках, но на первый план вышли проблемы низкой доступности диагностики. Можно предположить, что у большого числа пациентов в амбулаторно-поликлинических учреждениях маршрут прерывается и существенно затягивается на «входе» в процесс лечения или профилактики», — отмечается в исследовании.
Результаты сравнивались с данными первой волны исследования. В марте — августе 2021 года граждане чаще всего жаловались на длительное ожидание медицинской помощи вследствие дефицита специалистов и неудобство получения услуг в поликлиниках.
Кроме перечисленных проблем, осенью пациенты сообщали о невозможности записаться на прием к терапевту, педиатру, врачу общей практики или фельдшеру при первом обращении (70,1%); об отказе в выдаче направления на госпитализацию в районную, городскую или региональную больницу (51,6%) и отсутствии нужного специалиста (49,7%).
Среди проблем, связанных с качеством медицинских услуг, пациенты указывали отсутствие понятных разъяснений врача по поводу состояния здоровья (здоровья ребенка), назначенных исследований и лечения (61,9%); некорректное поведение медработников (58,1%); невозможность получить все необходимые услуги в одном месте (46,1%); долгое ожидание в очереди (45,9%).
Как реагируют на жалобы
При этом только 15,9% респондентов сообщили, что жаловались на нарушения. Наиболее результативной оказалась практика обращения граждан к руководству медорганизаций. Проблемы пациентов были решены уже на этом уровне в 53,9% случаев. На втором месте по результативности обращений были региональные министерства, управления, комитеты (42,8%). Федеральный уровень власти рассматривается как возможный адресат для обращения с жалобой очень редко (от 2,8 до 5,4% для различных ведомств).
Результативность работы различных органов и организаций с жалобами на качество медуслуг, по опыту респондентов, невысока. В среднем 37,7% граждан сообщили, что решают возникающие у них проблемы при обращении в различные инстанции. В 36,8% случаев проблема не решается, но даются разъяснения и консультации для дальнейших действий. Отказ работать с его обращением получал каждый четвертый опрошенный (25,5%).
В докладе о рисках и угрозах пандемии в 2020 году Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения сообщал, что вынужденная приостановка профосмотров, диспансеризации, плановой медицинской помощи через определенное время может привести к всплеску психосоматических заболеваний и «отложенной смертности».
Татьяна Бескаравайная
источник : https://medvestnik.ru