с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Хамство Гиппократа: россияне назвали главные претензии к медикам
22 Декабря 2021 г.

По данным исследования Центра политики в сфере здравоохранения ВШЭ, в этом году 44% граждан за-явили о случаях недовольства результатами медицинской помощи, что на 10% выше показателей прошлого года. Пациенты чаще всего жаловались на «безразличное, формальное, грубое отношение врачей» — об этом говорят 56% респондентов. При этом сами медики оценивают состояние медицины как критическое, а среди врачей, до половины опрошенных, демонстрируют признаки профессионального выгорания. Эти данные подтверждаются опросами Всероссийского союза пациентов и статистикой страховых медицинских организаций — число жалоб в страховые компании выросло в два раза с января по октябрь 2021 года.
 

Как следует из презентации директора Центра политики в сфере здравоохранения Высшей школы экономики Сергея Шишкина, которую он представил в ходе конференции «Частное здравоохранение: эволюция», прошедшей в декабре этого года, главная претензия к отечественной медицине — это «безразличное, формальное, грубое отношение врачей». Доля таких ответов в этом году составила 56%, что на 14% больше, чем в 2020-м. На втором месте — долгое ожидание очереди в поликлинике (43%), на третьем — «понадобилось много времени, чтобы записаться на прием к врачу» (42%). Существенно выросла доля респондентов, которым, по их словам, не помогло назначенное лечение, — в этом году их стало 38%, что на 13% выше предыдущего года.

Более половины (52,1%) из 6 тысяч медработников, опрошенных в 2021 году НИУ ВШЭ, оценили состояние отечественного здравоохранения как критическое. Этот показатель вырос более чем в 2 раза по сравнению с данными 2018 года, когда аналогичного мнения придерживались 24% сотрудников сферы здравоохранения. При этом среди врачей усилилось профессиональное выгорание. «Это становится причиной усиления кадрового дефицита в медицинских организациях — врачи уходят», — отметил Сергей Шишкин.

По его данным, в 49 регионах число участковых терапевтов в 2020 году уменьшилось в абсолютном выражении. При этом в целом по стране прирост врачей участковой службы (терапевты, педиатры, врачи общей практики) составил 1%. Однако основной прирост дала Москва. За год количество врачей участковой службы в столице увеличилось на 16%. «Москва высасывает врачей из других регионов, используя свои преимущества в заработной плате», — сообщил эксперт.

Данные Высшей школы экономики подтверждаются исследованиями, которые проводит Всероссийский союз пациентов. Как сообщил сопредседатель союза Ян Власов в ходе совещания комитета Совфеда по социальной политике, посвященного реализации реформы здравоохранения 2020 года, «мы видим негативные тенденции в регионах — у нас ощущение, что в регионах денег стало меньше». По его словам, удовлетворенность пациентов медицинской помощью снизилась до 24,6%.

В результате реформы ОМС с января 2021 года все федеральные медицинские организации перешли под контроль Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Соответственно, функции защиты прав пациентов и медицинской экспертизы, которые ранее выполняли страховые компании, также были возложены на ФФОМС. Однако, по данным исследования Союза пациентов, ФФОМС оказался на одном из последних мест по результативности реагирования на жалобы пациентов. «Отказы содействовать в решении проблем составляют 36,6% граждан», — сообщил Ян Власов.

По данным Всероссийского союза страховщиков, количество жалоб по территориальной программе ОМС в октябре превысило 140 тысяч, что в 2 раза превышает показатели января. Количество обращений по федеральным медицинским организациям выросло за тот же период на 51%. С января по октябрь 2021 года страховые компании провели 24,1 млн экспертиз и выявили 3,5 млн нарушений. Большая часть нарушений касается несоблюдения порядка, стандартов и клинических рекомендаций, преждевременного прекращения лечебных мероприятий и нарушения сроков ожидания медицинской помощи.

«Мы совершенно четко видим запрос со стороны общества на пациентоориентированную модель медицины, — отмечает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. — Более того, на неудовлетворенность граждан медицинской помощью указывал недавно президент. Мы видим, что государство понимает всю сложность ситуации и готово выделять большие средства на здравоохранение. Однако те решения, которые сейчас принимаются, не всегда способствуют эффективному использованию этих средств. С одной стороны, у нас есть понимание со стороны Банка России, Минфина о необходимости дальнейшего развития медицины по страховым принципам в сторону рисковой модели ОМС, которая как раз ориентирована на пациента как конечного потребителя и на контроль за эффективным расходованием средств системы. С другой стороны, принимаемые в последнее время решения скорее свидетельствуют об усилении административного регулирования и распределении полномочий в пользу государственных учреждений, которые и так с трудом справляются с ситуацией. В результате административная нагрузка на всю систему здравоохранения растет, что приводит только к снижению качества и доступности медицинской помощи».

Екатерина Пичугина
 

 

источник :  https://www.mk.ru