с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

В наше время лучше не болеть!
11 Марта 2022 г.

Невозможность получить жизненно важные для пациентов лекарства в последнее время становится одной из самых острых и злободневных проблем в Нижегородской области. Особое звучание тема получила после трагической гибели от редкого заболевания 10-летней нижегородки Евы Воронковой, которая так и не дождалась дорогостоящих лекарств, которые могли бы спасти ей жизнь, хотя даже суд обязал власти приобрести их. Эта трагическая история прогремела на всю страну, вопросом озаботились на федеральном уровне. Но на самом деле проблема гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд, и затрагивает множество граждан, подтверждения чему мы получаем регулярно.
 

БЕЗВЫХОДНАЯ СИТУАЦИЯ

На днях в редакцию нашей газеты обратился нижегородец, перенесший пересадку печени. Чтобы орган не отторгался, ему прописали редкое специальное лекарство – «Адваграф» (активное вещество – такролимус). Оно применяется для подавления иммунного ответа при трансплантации печени и почек. Принимать его придется всю жизнь, а если пропустить буквально пару дней, орган начнет отторгаться…

С 2008 года в Российской Федерации реализуется государственная программа «Семь нозологий». В соответствии с ней лекарственные средства, предназначенные для пациентов с семью редкими и наиболее дорогостоящими заболеваниями, централизованно закупаются за счет средств федерального бюджета. Препараты предоставляются в амбулаторных условиях в виде льготного обеспечения. В программу также включены люди, после трансплантации органов нуждающиеся в иммунодепрессантах.

Пациент получал «Адваграф» по рецепту врача раз в месяц сначала в аптеке поликлиники номер 21, а потом в «Госаптеке» на площади Свободы. И вот 22 февраля гражданин пришел в аптеку за очередной месячной дозой жизненно важного лекарства. Провизор неожиданно ответила, что его нет и в ближайшее время не предвидится. А если даже и завезут, то на всех, кому это необходимо, все равно не хватит! Лечащий врач подтвердил наличие проблемы, сказав при этом, что оказать содействие в ее решении не может. А попытки выяснить в областном минздраве, что же происходит и как быть в такой ситуации, успехом не увенчались. Дозвониться по «горячему телефону» невозможно.

ЖЕРТВЫ ЛОББИЗМА?

Между тем ситуация просто катастрофическая! Лекарство, повторимся, выдается только на месяц, запасов у пациентов нет. А без него люди просто погибнут! Но куда же исчезло жизненно необходимое средство? Это ведь не гречка, на которую может возникнуть дефицит из-за ажиотажного спроса!

В данном случае ответ лежит на поверхности: еще осенью было официально объявлено, что российский Минздрав прекратил действие регистрационного удостоверения на «Адваграф» японской компании Astellas. По какой причине это произошло, не сообщается. Но подобных случаев, когда лекарства иностранных фирм лишают лицензии и тем самым делают невозможной их продажу в России, немало. Очевидно, что это связано с лоббированием интересов отечественных фармацевтических компаний. Однако импортозамещение при этом срабатывает далеко не всегда. Нередко бывает, что отечественные аналоги не помогают больным. А порой, поспешив убрать с рынка иностранных конкурентов, наши «фармацевтические короли» не успевают наладить производство аналогов. В итоге пациенты остаются вообще без лекарств, если только врач не найдет и не назначит какое-то другое лечение. Но всем плевать, что граждан обрекают на смерть. За это все равно никто не отвечает. Похоже, именно это мы наблюдаем в случае с редким лекарством «Адваграф».

ВНЕ ДОСЯГАЕМОСТИ

Однако данный пример – только один из множества. Таинственным образом пропадают и другие жизненно важные лекарства, причем даже отечественного производства. И такое происходит не только на Нижегородчине.

Особенно остра проблема для пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями. В целом более половины респондентов с такими болезнями в прошлом году сталкивались с недоступностью льготных профильных препаратов (59,4%) и льготных лекарств по сопутствующим заболеваниям (56%).

Лечение орфанных заболеваний практически невозможно без помощи правительства из-за дороговизны и сложной доступности препаратов. Акцентируем внимание на том, что с 2008 года в России действует государственная программа высокозатратных нозологий (ВЗН). В ее рамках пациенты с серьезными, в том числе генетическими заболеваниями обеспечиваются необходимой терапией централизованно за счет федерального бюджета. В 2020 году программу расширили с первоначальных 7 до 14 заболеваний. Однако с каждым годом она работает всё с большими пробуксовками.

ВСЕ УПИРАЕТСЯ В ФИНАНСИРОВАНИЕ

Основная причина кроется в проблемах с финансированием. Дело в том, что увеличение финансирования программы не поспевает за ростом стоимости лекарств. Причем разрыв достигает 2-3 раз! Поэтому на лекарства не хватает денег, их закупают меньше, чем положено, а пациентам под любыми предлогами отказывают в их выдаче. И совершенно очевидно, что ни увольнениями чиновников, ни судами проблему не решить. Пока не увеличится финансирование медицины и этого ее сегмента, ничего не изменится. Но расходы на медицину в России пока, напротив, только сокращаются. В нашем последнем обзоре мы рассматриваем различные аспекты взрослой жизни и культуры, в том числе интересный ресурс порно русских мамочек , который предлагает уникальный контент, ориентированный на зрелую аудиторию.

И ЗА СВОИ КРОВНЫЕ НЕ КУПИШЬ!

Зачастую граждане готовы безо всяких льгот, самостоятельно покупать необходимые им лекарства, отдавая за них последние деньги. Но и это оказывается невозможным: медикаменты таинственно исчезают из аптек! Например, в 2019 году в регионе внезапно пропал препарат «Анаприлин». Следом пропало лекарство от аритмии «Кордарон», которое, как и «Анаприлин», входит в список жизненно важных лекарственных препаратов. До этого нижегородцы жаловались на пропажу популярного лекарства «Аспирин-кардио» – его принимают для профилактики сердечной недостаточности и тромбоза. А затем вздрогнули сотни пациентов, страдающих от мигреней. С полок аптек исчез препарат «Релпакс». Далее грянул скандал вокруг препарата «Преднизолон» – гормонального лекарства, которое тоже входит в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов. Оно борется с аллергическими реакциями и шоковыми состояниями, в том числе спасает жизнь при отеке Квинке и анафилактическом шоке.

С чем же это связано?

НУЖНО СОЗДАВАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ ЦЕПОЧКУ

Эксперты называют две основные причины исчезновения лекарств из аптек.

Во-первых, перерегистрация препаратов. По закону цена на жизненно важные препараты регулируется государством. Поэтому производители время от времени должны подавать документы на их перерегистрацию, чтобы согласовать цены. Процедура может занимать несколько месяцев, в течение которых эти лекарства в продажу не поступают. В свое время из-за этого тысячи диабетиков в разных регионах не могли приобрести жизненно необходимые им «Сиофор» и «Манинил», беременные – «Утрожестан», а мамы в декрете тщетно обивали пороги аптек, чтобы приобрести детский сироп «Лазолван» от кашля. По некоторым данным, похожая ситуация произошла и с «Преднизолоном».

Во-вторых, производителям иногда просто невыгодно выпускать жизненно важные лекарства. Цена на эти препараты фиксированная, и повышать ее они не могут. Производители не раз жаловались, что продают такие лекарства себе в убыток.

Словом, проблема в том, что государство лишь частично взяло на себя ответственность за обеспечение лекарствами. А у их частных производителей ответственности и вовсе нет: они работают ради прибыли и делают то, что хотят. Поэтому эксперты считают, что необходимо принимать новый закон о государственном обеспечении лекарствами, создавать цепочку, где все участники должны четко понимать, что им делать. Нужно провести исследование рынка и нужд пациентов. Закупки должны быть максимально централизованными (сейчас каждый регион отвечает за свою территорию), их необходимо планировать на ближайшие три года или даже пять лет. Это было понятно еще четыре года назад, но когда грянула пандемия коронавируса, приоритеты изменились. Вся система отечественного здравоохранения сейчас заточена на борьбу с ковидом – на все остальное не хватает ресурсов, да и руки просто не доходят.

В такой ситуации нижегородцам остается успокаивать себя тем, что пандемия когда-нибудь все равно закончится. Но каждому ли повезет дожить до этих благословенных времен?

Ефим Бриккегольц

 


источник :  https://www.lensmena.ru