Рассказ о докторах, которые встречались Сергею Ганелину, о том, что его удивляло в них, что вызывало уважение или наоборот.
Е. Ганелин: Так получилось, что все мои друзья, и институтские и появившиеся позже, все врачи. Например, один из самых близких моих друзей Сергей Максимов – сын знаменитого профессора Бохмана, выдающегося онкогинеколога. Олег Мельников – сын Мельникова, тоже выдающегося онколога, Алексей Юрьевич Егоров – очень крупный психиатр. Настоящая медицина в нашей стране, как и театр, может существовать не благодаря, а вопреки всему. Вопреки всему в России есть потрясающие врачи, писатели, артисты, режиссеры. И что самое главное – не утеряно искусство врачевания! Я знаком, например, со стоматологами, которые сами изготавливают инструмент, они вынуждены изобретать, поскольку нет того, что им нужно. Они стали рационализаторами и изобретателями, а их работа – это единственно возможный для них стиль жизни, когда не платят, когда начальству абсолютно нет до них никакого дела. Но наступает такой момент в жизни любого доктора, когда принимается решение – продолжать ли свою карьеру в качестве врача (понимая, что на этом большого авторитета и денег не заработаешь), либо уйти. И они продолжают по-настоящему нести свой крест. На таких врачах все и держится.
Корр: Я думаю, что при приеме в медицинский ВУЗ важно отбирать людей не сколько по уровню ЕГЭ, сколько по морально-этическим качествам.
Е. Ганелин: Согласен. Я считаю, что врачевание это искусство. У врача должны быть не просто высокие моральные качества, а качество личности, как у актера. Врачам нужен экзамен на профпригодность, такой же, какой мы устраиваем в театральном институте или в театральной академии. Проводится несколько туров, на которых смотрят не только на профессиональные знания, навыки, а на психологическую пригодность человека к этому делу. Мне кажется, что врачам тоже это необходимо. Я, например, считаю, что хирург – это призвание. Пусть человек готов платить за свое обучение, но не имеет такой степени увлеченности этим делом, чтобы поступить на бюджетное отделение. И мне кажется, это большой вопрос – будет ли он хорошим врачом? Моя статистика показывает, что люди, которые готовы платить за обучение и которые казалось должны быть очень требовательны к педагогу, к жизни, на самом деле оказываются не такими.
Корр: С точки зрения общего посыла, который идет от актера и от врача… Есть ли что-то общее, что они должны нести людям?
Е. Ганелин: Врач, как и артист, и художник, и писатель – это не профессия, это призвание. Актер всегда заинтересован в зрителе, он без него не существует. Врач заинтересован в пациенте, эта заинтересованность в том, чтобы облегчить его страдания. Для меня до сих пор яркий пример – создание журналистом Виктором Зорзе системы хосписов. Я был знаком с ним, и когда он рассказывал, что его на это подвигло, я был потрясен тем, что врач не может устраниться даже от обреченного пациента. И мне кажется это самой главной профессиональной привилегией и самой главной тяжелой ношей врача. Что бы не происходило с пациентом, врач всегда должен быть рядом.
Актер… Он несет заряд энергии, который заложил в него драматург, режиссер, который он сам сочинил в своем персонаже. Комбинацией всех этих признаков актер вызывает в зрителе ту эмоцию, которой он хочет добиться. Это то, что Станиславский называл «сверхзадачей». Я несколько лет работал в молодежном театре, и были спектакли, после которых зритель долго приходил в себя и только потом начинал аплодировать. То есть, у зрителя происходило моральное потрясение. Это воздействие психическое, эмоциональное. Врач тем более обязан владеть этим умением, реализовать такой контакт с пациентом, который позволит пациенту поверить, в то, что жить нужно. Вдохновить и поставить его на жизненный путь, мне кажется это и есть задача врача. Моя мама 14 лет прожила после постановки диагноза – рак груди. Опухоль фактически была уже малооперабельна, но она прожила 14 лет, потому что безумно верила врачам, и врачи давали те духовные силы, которые помогли жить и даже работать, будучи больной. Она работала после операции еще много лет.
Корр: У врача сейчас встает большой соблазн видеть в пациенте еще и источник своего заработка. Здесь очень важно сохранить внутренний морально-этический стержень. Какие Вы могли бы дать советы людям, так как это проблема как врача, так и художника?
Е. Ганелин: Любой труд должен быть, конечно, достойно оплачен. А если посмотреть чем приходится заниматься врачу, помимо лечения, (а я говорю про многочисленные бумажки и бюрократическую, организационную суету, спущенную сверху), то удивляешься, как еще время на пациента остается. Это тот случай, когда рыба гниет с головы. Чехов и Булгаков, будучи врачами, получали деньги от людей – ничего в этом страшного нет. Страшно, когда врач, работающий либо в частном центре, либо на госслужбе, начинает своим положением спекулировать, понимая, что кроме него не к кому обратиться бедному пациенту. И то, что государство упорным образом делает вид, что оно благодетельствует медицину – неправильно. На самом деле эти жалкие копейки, которые прибавляются врачам, медсестрам, это издевательство над здравым смыслом. Я боюсь, что нашу высокооплачиваемую армию и полицию скоро некому лечить будет.
Корр: Вы думаете, это приведет к полному разрушению нашей медицины?
Е. Ганелин: Вопреки всему медицина у нас еще живет. У Чехова в «Чайке» есть такая фраза, что гениев нынче стало гораздо меньше, но средний артист стал гораздо лучше. На гастролях, когда заболеваешь, то встречаешь очень много молодых врачей, которые не боятся за тебя взяться. Недавно, волею случая, я познакомился с молодым хирургом из маленького городка Волосово, который очень увлечен своим делом. Я, увидев нищенские условия работы, спросил его: «Как ты здесь работаешь?». Меня поразил его ответ, в котором был оптимизм: «Плохо, плохо, но практика потрясающая».
источник : hospital.primexpo.ru