с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Драма кроется в деталях: кто обеспечит импортную медтехнику сервисом и запчастями
18 Апреля 2022 г.

Минпромторг РФ, отвечая на санкции, уже начал предлагать преференции для производителей и поставщиков медоборудования, но почему-то не учел интересы конечных пользователей техники – медучреждений, укомплектованных главным образом импортной аппаратурой, нуждающейся в регулярном сервисе и запчастях. За последний месяц в отрасли на этот счет звучали разные предложения по минимизации рисков – от создания централизованной системы сервиса до отказа от НДС для комплектующих. Но ни одна из таких инициатив регуляторами поддержана пока не была.
 

В первую очередь специализирующиеся на сервисе медтехники компании, равно как их коллеги из других завязанных на импорт отраслей, натолкнулись на валютные и логистические издержки. С доставкой, пусть усложняющейся и затягивающейся, справляться как-­то удается – медицинское оборудование формально под санкции не попадает и сложности создают только таможенники соседних стран. Скажем, на польской границе могут притормозить прохождение изделий, подозревая их «двойное назначение». Возникают трудности с иностранными логистическими компаниями – например, производитель выбрал для доставки DHL, которая приостановила работу в России. «Когда производитель использует склады DHL в Европе и США на эксклюзивной основе, DHL согласовывает все отгрузки запчастей. Альтернативные компании­-форвардеры должны пройти процедуру предварительного скрининга в DHL и иметь целый пакет допсогласований для передачи груза со склада. Сейчас мы ведем переговоры с DНL о возможности вернуться к прежнему алгоритму взаимодействия, без дополнительной бюрократии. Для этого есть абсолютные основания, описанные в лицензии Минфина США», – рассказывает основатель сервисной компании Medeqi Ксения Ловцова.

Скачок курса валют сказался на конъюнктуре почти сразу – с учетом цены запчастей услуги подорожали на 25–30%, притом что стоимость работ, по словам участников рынка, почти не поменялась.

В попытке предвосхитить избыточные расходы и дефектуру госзаказчики попытались закупиться впрок. По данным Vademecum, начальная максимальная цена контрактов (НМЦК) на сервис, техническое обслуживание и ремонт медоборудования на тендерах, объявленных с 8 марта по 7 апреля 2022 года, составила 2,076 млрд против 1,887 млрд рублей за тот же период 2021-­го. При этом на тендерах по закупке запчастей и комплектующих для ремонта медоборудования сумма НМЦК за последний месяц составила 503 млн рублей при общей сумме закупок 829 млн с начала 2022 года. Суммарный объем закупок, объявленных с начала 2022 года, пока уступает показателям того же периода 2021­ года – 5,3 млрд против 5,1 млрд рублей по НМЦК и 4,1 млрд против 1,9 млрд рублей по заключенным контрактам.

О дефиците пока говорить рано, успокаивают в Минпромторге. Запаса на складах должно хватить на несколько месяцев, почти соглашаются с регулятором игроки рынка. По словам гендиректора «Аркадис Медикал Групп» Ольги Беляевой, наиболее востребованные и критически важные запчасти, а также комплектующие по уже заключенным контрактам на складах поставщиков, как правило, есть, но держать в запасе весь ассортимент для всех моделей невозможно. «Но есть комплектующие, которые при каждом ремонте нужно дозаказывать, у одного и того же устройства может быть несколько версий – сложно предугадать, что из номенклатуры в тысячу позиций может понадобиться», – дополняет руководитель направления продаж «Медиа Сервис АБВ» Станислав Казак.

Параллельно начала формироваться практика расторжения уже заключенных госконтрактов – поставщики пытаются перезаключить их на новых условиях. В массиве данных ЕИС закупок пока этот тренд не обнаруживается, но такие случаи в регионах уже замечены, утверждает сотрудник одного из производителей. Формально мартовские поправки к 44­-ФЗ и специальное постановление Правительства РФ №340 уже позволяют списывать неустойки за неисполнение условий госконтракта или менять параметры договора, заключенного до 1 января 2023 года. Однако массово медучреждения пока на это не решаются, отмечает поставщик сервисных услуг, поскольку на это отсутствует дополнительная директива Минздрава РФ. Отдельной строкой идут и контракты жизненного цикла (КЖЦ): в 2019–2021 годах подведомственное Департаменту здравоохранения Москвы (ДЗМ) ГАУ «Гормедтехника» активно закупало медоборудование по схеме «оборудование + сервис» на семь – десять лет вперед. Как следует из данных ЕИС, пока эти контракты не корректировались. В самом учреждении комментариев на сей счет дать не смогли.

Опасения по поводу ценового ралли не лишены оснований. По данным Аналитического центра Vademecum, доля импортного диагностического медоборудования, уже установленного в крупнейших госмедучреждениях и нуждающегося в сервисе, составляет 80–100%, в зависимости от категории, а доля изношенных аппаратов варьируется от 10–20%. В ТОП300 региональных и федеральных учреждений инсталлировано не менее 373 КТ, и среди них удалось идентифицировать только шесть отечественных аппаратов – локализованные на мощностях «МТЛ» GE Optima СT540 и оригинальные разработки НИПК «Электрон». В сегменте МРТ среди 251 высокопольного аппарата отечественных установок не нашлось. Только среди рентген­-установок в инсталляции представлены «МТЛ», НИПК «Электрон», «Амико» и другие. Закупочная кампания 2019–2021 годов тоже была ориентирована на импортную медтехнику – преимущественно из «недружественных» стран.

На этом фоне Минпромторг пока предложил единственное решение – сформировать собственный рынок комплектующих. В феврале 2022 года Правительство РФ и АНО «Агентство по технологическому развитию» учредило гранты до 100 млн рублей на разработку конструкторской документации на ключевые узлы различного оборудования, включая медицинское, по которым возможно компенсировать до 100% стоимости затрат. Всего до 2024 года на эти цели планируется направить 3,6 млрд рублей. ВКО «Алмаз­-Антей», открывшее в 2021 году в Санкт-Петербурге собственный R&D-центр по разработке медоборудования, уже сейчас готово поставлять унифицированные блоки для российской медтехники – например, штативы или генераторы для рентгеновского оборудования.

Наличие отечественных производителей только половина дела. Даже если таковые найдутся, потребуется время на легализацию импортозамещенных компонентов. Внесение изменений в регудостоверение процесс небыстрый. В начале апреля 2022 года Правительство РФ постановлением №552 утвердило разработанные Минздравом и Минпромторгом РФ упрощенные правила перерегистрации медизделий в части смены комплектующих и составных частей для отечественных производителей. Поправки предусматривают возможность предоставления результатов заводских испытаний, а также сокращение сроков данной процедуры, пояснили Vademecum в Минпромторге. Сроки заявлены оптимистичные – от 12 рабочих дней при предоставлении полного пакета документов, однако реалистичность подобного ускорения игроки рынка пока ставят под сомнение.

Снизить зависимость от импортных запчастей важно и по российским изделиям: по оценке АНО «Консорциум «Медицинская техника», до 40% стоимости локально произведенных МИ составляют импортные комплектующие.

Компании уже приглядываются к переходу на отечественные компоненты. Так, подмосковный производитель медтехники «МТЛ», выпускающий рентгенодиагностическое оборудование, маммографические аппараты, КТ и УЗИ по договору с GE, планирует к 2026 году довести уровень локализации до 95%.

Есть проблема и с комплаентностью неоригинальных запчастей, говорят поставщики. «Большинство производителей требуют использовать для ремонта фирменные запчасти. Аналоги не нужно регистрировать и проверять их качество, поэтому позиция производителей в итоге победила бы, но все осложняет нынешняя ситуация. Позиция многих клиник сегодня такова: были бы хоть какие-­нибудь запчасти, неисправное медоборудование опаснее восстановленного за счет китайских аналогов», – говорит Станислав Казак.

Среди срочных мер для медпрома предлагается создание централизованной системы по сервису медтехники, а также единой базы данных электронных компонентов, рассказал на отраслевом совещании в конце марта 2022 года гендиректор консорциума «Медицинская техника» Виктор Назаров. В отраслевой ассоциации рассчитывают, что это позволит избежать дефектуры комплектующих для ремонта медицинских изделий иностранного производства. По такой схеме, например, работает ДЗМ, который объявляет централизованные закупки на сервис медизделий в подведомственных больницах и поликлиниках на несколько лет вперед. В 2020 году четыре тендера на общую сумму 16,58 млрд рублей на два года в качестве подрядчика выиграла «Гормедтехника». Правда, как свидетельствуют поставщики, столичный оператор уже обратился к ним с просьбой пополнить склады запчастями впрок.

Еще одна инициатива, призванная помочь рынку, – обнуление 20-­процентного НДС на запчасти для медизделий. Это предложение попало в пакет мер, разработанных НАНМО и уже направленных в Аппарат Правительства РФ. Сейчас ассоциация готовит предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс.

Но и эту проблему в Минпромторге пока не считают критичной, отмечая, что производителям уже доступна льгота при оплате НДС – через использование п. 1 п. 2 ст. 149 и п. 2 ст. 150 НК РФ РФ – по ввозу сырья и комплектующих изделий для производства медоборудования, аналоги которых не производятся внутри страны. Российские производители ссылаются на неравные условия по сравнению с мейджорами – те имеют право ввозить медоборудование целиком с необходимой льготой, а отечественные предприятия вынуждены закупать составные части для своего производства, уплачивая НДС внутри страны. «Проблема НДС стала особенно актуальна в связи с ростом курса доллара и общих затрат медорганизаций на фоне роста цен. Медицинская деятельность, как известно, не облагается НДС, но эта льгота не распространяется на оборудование и расходные материалы. Все расходы несет конечный плательщик, в том числе госмедучреждение. Получается, средства из одного ведомства уходят в другое», – рассуждает Ксения Ловцова. По мнению Ольги Беляевой, отмена НДС на комплектующие позволит улучшить ситуацию, но только лишь как один из факторов влияния на стоимость для конечного пользователя, поскольку сервисное обслуживание обычно включает запасные части, логистические расходы и работы, которые также облагаются НДС.

Михаил Мыльников, Милана Бородина

 


источник :  https://vademec.ru