Иркутский областной суд сегодня, 22 апреля, рассмотрел апелляционную жалобу акушера-гинеколога Перинатального центра Татьяны Гранитовны Кузьменко. И принял решение оставить обвинительный приговор Братского городского суда в отношении врача в силе, отклонив апелляцию.
Таким образом, с точки зрения закона, Татьяна Кузьменко теперь уже окончательно признана виновной в причинении смерти новорожденному и тяжкого вреда – его матери вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей. Тем не менее, из-за особенностей российского законодательства виновная в гибели младенца избежит уголовного наказания из-за истечения срока давности. Об этом информационному агентству «ТК Город» рассказал отец погибшей малышки Павел Богданов.
- Заседание прошло, ходатайство Татьяны Кузьменко оставили без удовлетворения, то есть, вступил в юридическую силу обвинительный приговор, но отказано в наказании. И сегодня в Перинатальном центре будет работать человек, признанный виновным в таких серьезных преступлениях и не понесший никакого наказания. Если бы рассмотрение состоялось 15 числа, она бы понесла наказание. Но защита Кузьменко сделала все, чтобы то слушание не состоялось – они предоставили справку о том, что она находится в стационаре на лечении и не может присутствовать в зале суда. А за день до заседания она поменяла адвоката. И новому адвокату потребовалось время на изучение дела. И суду ничего не оставалось, как перенести рассмотрение, - рассказал Павел Богданов.
Напомним, 16 апреля 2020 года Татьяна Кузьменко принимала роды у Юлии Богдановой. Они начались несколько раньше запланированного срока и пошли не по плану (по словам пострадавших, в результате вмешательства акушера-гинеколога, которая распорядилась ввести Юлии двойную дозу эпидуральной анестезии). В результате малышка, слишком долго находившаяся в родовых путях без доступа кислорода, появилась на свет с необратимыми поражениями центральной нервной системы и скончалась через 40 дней. Роженицу, у которой с огромным опозданием диагностировали разрыв матки, удалось спасти, однако она потеряла очень много крови, пережила клиническую смерть и лишилась возможности вновь стать мамой. Супруги Богдановы потребовали привлечь к ответственности принимавшую роды заведующую акушерским отделением патологии беременности Перинатального центра Татьяну Кузьменко, которая, как потом выяснилось, применила к Юлии запрещенный в России с 1992 года метод Кристеллера (выдавливание плода из утробы матери). Подробный рассказ о случившемся вы можете прочесть по ссылке. СК РФ в июне 2020 года возбудил уголовное дело. В конце декабря 2021 года оно было передано в суд.
5 марта 2022 года Братский городской суд признал Татьяну Кузьменко виновной в преступлениях, предусмотренных двумя статьями Уголовного кодекса РФ: «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей» (часть 2 статьи 109 УК РФ) и «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей» (часть 2 статьи 118 УК РФ). Ей назначили наказание в виде 3 лет ограничения свободы, с лишением права заниматься медицинской деятельностью на 2,5 года. Приговор суда не вступил в законную силу, поскольку адвокат подсудимой подал апелляционную жалобу.
15 апреля Иркутский областной суд должен был рассмотреть апелляцию и вынести решение, однако заседание было перенесено на неделю. А 16 апреля истек срок давности уголовного преследования.
Оба деяния относятся к преступлениям небольшой тяжести (максимальное наказание за их совершение не превышает 3 лет лишения свободы), а потому, в соответствии со статьей 78 УК РФ и пунктом 3 части 1 статьи 24 УПК РФ, Татьяна Кузьменко освобождена от уголовной ответственности, как только со дня совершения преступления (16 апреля 2020 года) прошло 2 года.
Тем не менее, основания для прекращения преследования не относятся к реабилитирующим. А значит, судимость и вина с акушера-гинеколога не снимается, на репутации врача останется огромное пятно, а потерпевшая сторона вправе подать против нее гражданский иск о возмещении понесенного вреда.