Виртуальный мост
Развитие телемедицины одно из последствий пандемии.
Врач на связи - не только удобство, но и контроль для пациента. Тревожная кнопка, которая экономит усилия скорой и в некритической ситуации позволяет дистанционно получить помощь специалиста. Особенно актуально для отдаленных регионов. Подсчитано, что видеоконсультация, к примеру, для пациента из Якутии дешевле поездки в столицу в 40 раз.
Сама технология появилась с изобретением телеграфа, активное развитие получила в Советском Союзе в 70-х годах. Тогда использовалась для передачи данных ЭКГ из больниц в консультативные центы. Звездным часом телемедицины стал вынужденный карантин в COVID и массовое общение через интернет.
«Меняется рынок в этой области. Становится популярной телемедицина, становятся популярными интернет-ресурсы для покупки лекарственных средств, индивидуальный подход развивается.
Это опыт интересный», - отмечает Маргарита Бодарева, директор по персоналу компании «Амедарт».
Разборчивый почерк врача
Электронный рецепт - часть единой информационной базы поликлиник, аптек и пациентов.
Каждый регион утверждает введение цифровых рецептов самостоятельно. Полностью по стране внедрить систему планируют до конца будущего года.
«Не бумажка распечатанная, а информация в системе. Для больных с хроническими заболеваниями очень удобно. Рецепт в поликлинике приписывается к электронной системе, попадает в аптеку.
Приходите, получаете лекарства, которые вам положены. Упрощает жизнь человека», - делится опытом Федор Шишлянников, вице- президент Общероссийской общественной организации инвалидов больных рассеянным склерозом.
Упрощает жизнь ноу-хау в отдельно взятом регионе, где он и действует. Среди недостатков поэтапного введение полезной опции называют разрозненную систему электронных платформ. Техническое оснащение в разных областях не всегда позволяет внедрить нужную для новой системы опцию - электронную подпись врача.
«У нас в половине страны отсутствует необходимое оборудование, у докторов нет электронных подписей, они не могут выписать электронный рецепт.
Значительная часть аптек не принимают эти рецепты и электронные платформы в каждом регионе свои. При переезде человек из одного региона в другой просто фактически теряет свои медицинские документы, потому что электронные платформы не комплементарны», - говорит Ян Власов, врач-невролог, сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
Задача следующего этапа как раз собрать все данные в единую базу по стране. Пока же врачи выписывают двойные рецепты: бумажный и цифровой, в качестве страховки от сбоя в системе и для удобства пациента.
Окно возможностей
Дистанционная запись ко врачу. Интернет-сервисы поликлиник не обходит критика пациентов.
Главная сложность - витиеватая цепочка. Легкодоступен только участковый терапевт или дежурный врач. Специалисты и анализы - этап следующий. Электронное направление должно совпасть с наличием времени в расписании специалиста. Плюсы есть - из дома мониторить ситуацию удобнее. В Москве система отлажена, 80% москвичей в этом году пользовались электронной записью. В системе ЕМИАС Москвы более 9 млн пациентов. В регионах - свои сложности.
Цифровой двойник
История болезни - как электронная книга с картинками.
46 млн медицинских карт в России уже оцифровано: исследовани, диагнозы и анализы. Бумажные документы кропотливо собирают в единое «облако», так историю болезни может видеть и врач, и пациент. Проекту почти 10 лет, но каждая поликлиника принимает решение о готовности к такому переходу самостоятельно. К слову, консервативные пациенты могут написать заявление о ведении свой медкарты вручную.
Лекарственный код
Маркировка лекарств - пять лет проекта и череда системных сбоев.
Вводилась чтобы путь от производителя до аптечного прилавка был максимально прозрачным. Каждая упаковка должна содержать специальный код с полной информацией включая дозировку, условия хранения, способ применения. В общем - всю информацию, которая содержится обычно на бумажной ленте инструкции.
Поток в систему данных исчисляется миллионами документов.
Информацию могут использовать аптеки для планирования закупки препаратов, смотреть объемы сбыта и оптимизировать систему логистики, что особенно актуально во время санкций. Сейчас количество запросов от фармкомпний - до 750 тысяч в месяц.
«Мы видим как у всего нового есть свои плюсы и свои минусы. В частности что касается маркировки у нас было несколько DDoS - атак с которыми операторы долго справлялись, поэтому есть риски в таких экстренных ситуациях», - обозначает проблему Виктор Дмитриев, гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей.
Кто напишет программу
Ковидный карантин скорректировал не только графики работы, но и сам подход. Не обошел тренд на цифровизацию и фарму.
В обучении теории, проверке знаний и проведения лекций своих сотрудников компании стали больше использовать онлайн формат. Введение системы маркировки и электронных сервисов требует новых специалистов плюсом к огромной армии врачей, лаборантов, фармацевтов и медсестер. Главная головная боль по мнению кадровых агенств - грамотные руководители, которые могут настроить цифровую жизнь компании.
«IT-директора это сильная боль у фармы.
Традиционно очень консервативная отрасль, к сожалению исторически нет инновационных решений, поэтому для многих кандидатов IT- директор фарм компании не является пределом мечтаний. Сильные кандидаты стремятся в технологичные компании: телеком, банки, которые внедряют лучшие технологии», - говорит Юлия Забазарных - партнёр консалтинговой компании «Контакт» InterSearch.