с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Вместо дистанционной записи в поликлинику - часовое ожидание в очереди
05 Июля 2022 г.

Правительство обещает - через пять лет бумажных медицинских карт не будет, только электронные. Цифра победит. Однако, в некоторых регионах люди о таких нововведениях почти ничего не слышали. Почему удобный сервис внедряется в стране с таким большим трудом.
 

Случай из недавней практики. Небольшой подмосковный город. Михаил В. переболел ковидом, пришел отрицательный тест ПЦР, значит, в личном кабинете на сайте Госуслуг должен появиться «сертификат переболевшего». Но – не появляется. Проблема решается личным визитом в поликлинику, распечаткой на стойке регистратуры результатов теста и походом в кабинет заместителя главврача.

Марии нужно получить справку для дочери в оздоровительный лагерь. Путевку дали неожиданно, справка нужна срочно. Но записаться к педиатру через интернет не получается, свободного времени нет на неделю вперед. Пришлось сидеть в очереди и ждать конца приема тех, кто пришел по записи. Хорошо, что врач пошла навстречу и приняла пациента «без талончика».

У бабушки Вали нет компьютера и смартфона, дети и внуки живут далеко, когда ей нужно к врачу, она просто идет в поликлинику и с помощью сотрудника регистратуры записывается через инфомат. Если, конечно, он не зависает, что случается часто.

Нет единой системы

Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении» был утвержден в декабре 2018 г. Сегодня все больницы и поликлиники страны, и даже небольшие фельдшерско-акушерские пункты подключены к сети Интернет. Но в каждом регионе, чуть ли не в каждой поликлинике функционируют свои системы сбора данных.

Информационные потоки не упорядочены, общей базы нет. И это действительно проблема.

«В каждом регионе своя система, они все разные. Электронные медицинские карты не состыкованы. Например, человек в Екатеринбурге попадает в больницу. И чтобы посмотреть его московскую карту, это целая история с запросом паролей, кодов, – говорит доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Еделев. – Нет единой общегосударственной системы. Программное обеспечение регионов между собой не состыковано».

Зоопарк программных решений, так называет эти отличия директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. Нужен некий стандарт обмена информацией и систематизация.

«Мы сейчас делаем первые шаги в организации цифровых сервисов в некоторых функциях. Например, давно уже ввели функцию записи на приём к врачу, сначала через инфоматы. Сейчас на портале Госуслуг. Это достаточно простая, с точки зрения алгоритма реализации, функция тоже вызвала огромное количество проблем в регионах. Потому что такой уровень информационной грамотности и компьютерного оснащения», – комментирует Лариса Попович.

Мешает и консерватизм медицинского сообщества, и то, что средний возраст врачей – 44,5 лет. По словам молодого специалиста из Мурманска, пожилым коллегам непросто осваивать компьютер.

«Сложность еще и в том, что пока все дублируется – приходится заносить данные и в бумажную карту, и в электронную. Молодым с компьютерами легко, людям старшего возраста труднее, – рассказывает N., врач-педиатр детской больницы Мурманска. – Видно, что работают наши компьютерщики, добавляют все время что-то, улучшают. Но у нас даже по области базы не объединены, я могу только по своей больнице данные посмотреть, что уж говорить про всю Россию, доступа такого нет».  

В конце июня 2022 г. в 29 регионах России запустили новый сервис – онлайн прикрепление к поликлинике на портале Госуслуг. Можно выбрать любую поликлинику в своем регионе, менять медицинское учреждение разрешено один раз в год. При переезде в другой регион, а также при ликвидации страховой компании такое ограничение не действует.

Чтобы прикрепиться к поликлинике, нужно проверить данные паспорта и полиса ОМС, указать номер телефона, адрес, почту и, собственно, выбрать поликлинику из предложенного списка.

Правда, у нашего корреспондента пока не получилось это сделать.

В личном кабинете пользователя из Московской области сервис временно недоступен. Хотя Подмосковье и входит в число 29 регионов. Вероятно, нужно время на отладку работы. 

«Рассчитываем, что до конца года дистанционно прикрепиться к поликлинике смогут жители всей страны», – сообщил вице-премьер России Дмитрий Чернышенко.

Зачем нужно прикрепление к поликлинике?

Предполагается, что онлайн-прикрепление к поликлинике будет экономить время и упрощать взаимодействие с системой здравоохранения. Не нужно приезжать лично и писать заявление от руки.

Поликлиники получают оплату в соответствии с количеством прикреплённого к ним населения, у них подушевой принцип финансирования. То количество пациентов, которые к ним прикрепились – это, по сути, финансовая подушка поликлиники, отмечает Лариса Попович.

«Функционал сервиса будет развиваться. Планируем, что в III квартале 2022 г. с его помощью можно будет прикрепить к поликлинике ребенка», – комментирует замглавы Минцифры Олег Качанов.

Сегодня самый востребованный сервис на Госуслугах – запись на прием к врачу. В апреле 2022 г. Минцифры совместно с Минздравом проверили качество оказания этой услуги в различных субъектах. Больше всего технических ошибок в десяти регионах:

  • Карачаево-Черкесская Республика

  • Кемеровская область

  • Республика Карелия

  • Республика Крым

  • Республика Тыва

  • Хабаровский край

  • Челябинская область

  • Чеченская Республика

  • Чукотский автономный округ

  • Республика Северная Осетия – Алания

Комментирует координатор Совета по цифровой трансформации при Минпромторге РФ, президент Союза Деловых Людей Илья Тимошин:

«У регионов есть приоритетные цели, и у каждого они свои. И в рамках цифровизации регионов есть тоже определенные шаги, которые делаются. Но сейчас могут быть более насущные проблемы. Бюджет и ресурсы ограничены, чтобы внедрять все это, поэтому что-то может откладываться. Это будет во всех регионах, безусловно придет. Переживать жителям не стоит».

Президент общественной организации «Лига защитников пациентов», член Общественного совета при Министерстве здравоохранения Александр Саверский:

«Все, что связано с цифровизацией, происходит довольно долго, 20 лет – это, наверное, просто минимум. Мы сейчас живём в эпоху адаптации огромных информационных систем и огромного количества их участников в некое единое пространство, где все они друг друга должны понимать, и должен быть унифицированный понятийный язык. Это объективно очень сложная задача, тут всем нужно набраться терпения».

Так сложно и долго цифровые технологии внедряются в регионах еще и потому, что требуется надежная система защиты данных. А это, безусловно, дорого. При этом даже самая совершенная компьютерная система не может гарантировать абсолютной защиты от взлома.

«В здравоохранении эта тематика, связанная с защитой персональных данных, стоит очень остро, и ею занимаются очень прицельно. Хотя я полагаю, что наши люди значительно больше информации о себе сливают в Интернет, чем может просочиться через систему здравоохранения», – говорит Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович.

По задумке законодателей, когда проект цифровизации медицины полностью реализуют, у каждого человека в личном кабинете на сайте Госуслуг во вкладке «Мое здоровье» будет доступ ко всей медицинской информации, которая имеет к нему отношение, из всех организаций. Справки, анализы, результаты обследований, данные о вакцинации.

Врачам точно будет удобнее. Насколько такой единый электронный реестр, где собрана вся информация о пациенте, понравится самому пациенту, пока судить рано.

Анна Виноградова, Анна Щетинина

 


источник :  https://ammiac.com