Объединения онкопациентов обратились в Европейскую коалицию больных раком и российский Минздрав с жалобой на американскую фармацевтическую компанию Bristol-Myers Squibb (BMS). Организация прекращает исследования нового противоопухолевого препарата "Опдиво" (МНН ниволумаб) в России, а также изымает ранее выданные. Как пишет "Коммерсант", онкобольные просят не уничтожать оставшиеся лекарства.
Действия компании ставят под удар эффективное лечение россиян, которые уже участвуют в исследованиях, говорит президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский:
Данный эпизод практически первый, непосредственно лекарств, в смысле как лекарств, речь идет о клинических исследованиях. Пока, слава Богу, это единичная история, там есть другая. Суть в том, что несколько компаний заявили, что новые клинические исследования начинать не будут, но Bristol – единственная компания, которая решила прервать уже ведущиеся исследования, чем, действительно, поставила пациентов, которые уже принимают лекарства, в странное положение. Это является нарушением этики, обращаться, конечно, надо не в Европейскую ассоциацию против американской компании, а в ассоциацию зарубежных фармпроизводителей, у них есть этический кодекс, там написано, что пациентов бросать нельзя.
Пока речь идет о прекращении исследований, а не поставок лекарств, отмечает Александр Саверский. Однако, по его словам, нашей стране нужно уже сейчас налаживать долгосрочные контракты с фармкомпаниями из США, чтобы обезопасить себя от дефицита.
Чего я действительно боюсь – раскачивание лодки, потому что большая фарма, действительно, может начать уходить именно в сегменте нелекарственного обеспечения, здесь нет никаких гарантий. Действительно, мы находимся в большой зависимости от них, нам нужны механизмы защиты от этого. Единственный механизм, который сейчас есть, понятно, что импортозамещение происходит, но на это уйдет лет семь-восемь, нужно заключить с ними контракты на поставки. Это бы создало обязательства для фармкомпаний. Можно было бы предложить, это было бы им выгодно и удобно. Более того, появилась бы для Запада отговорка, что мол мы не можем, у нас обязательства.
Привлечь компанию BMS, скорее всего, не удастся, считает сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов. По его словам, больным придется искать другое лечение.
Ян Власов - сопредседатель Всероссийского союза пациентов:
С точки зрения того, куда обращаться пациентам, то они могут никуда не обращаться, поскольку их требования будут проигнорированы. Предлагал писать в Организацию Объединенных Наций, но и это будет лишь информированием. Никаких санкции против компаний не будет, потому что сейчас так можно, как они считают. Также не забываем, что офис управления этой компанией по Европе находится в Варшаве, что может оказаться не последней причиной подобного рода людоедских решений. Пациенты и врачи – это самые гонимые в системе здравоохранения субъекты. Пациенты здесь может искать правды, пытаясь писать в международные суды и так далее, но пациентам онкологии, вообще-то, на самом деле не до этого. Им надо искать просто другое лечение, у них другого выхода нет.
В Минздраве заявили, что с сожалением относятся к ситуации, когда "отдельные производители ставят политические интересы выше интересов пациентов". В самой BMS ситуацию не комментируют.
источник : https://www.mosfm.com