с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Назад, в советское здравоохранение, хотят вернуться читатели «Доктора Питера»
02 Октября 2012 г.

В течение последнего месяца «Доктор Питер» просил читателей ответить на три вопроса: «Удовлетворены ли вы медицинской помощью в клиниках Петербурга?», «Кто виноват в том, что наша система здравоохранения не отвечает запросам пациентов?» и «Что надо сделать, чтобы изменить ситуацию в системе здравоохранения?». Результаты оказались интересными, но не удивительными.

 

Почти 500 (чуть более 60%) из 815 участников опроса неудовлетворены медицинской помощью в клиниках Петербурга и назвали ее кошмаром. У почти 35% есть отдельные претензии, и только 3,5% опрошенных все устраивает в городской системе здравоохранения.

На вопрос «Доктора Питера» «Кто виноват в том, что наша система здравоохранения не отвечает запросам пациентов?» ответили более 1000 читателей. И большинство из них считает, что проблемы несовершенства системы начинаются «с головы», то есть с федеральной власти (более 50% голосов), а заканчиваются на исполнителях (всего чуть более 4% голосов) и самих гражданах, в том числе собственно пациентах (в общей сложности тоже почти 3,5% голосов). Больше федеральных властей в несовершенстве системы здравоохранения виноваты городские власти и руководители медицинских учреждений – их обвиняют 15% и 9,3% опрошенных соответственно.

Отвечая на вечный вопрос русской интеллигенции – «Что делать?», отрицательное отношение к чиновникам Минздрава высказали 11% читателей «Доктора Питера», городского здравоохранения – 5,36%, управленцам на местах – 4,7%.

Систему, принятую в Европе, — соплатеж за оказанную медицинскую услугу поддержали всего 45 человек, то есть 6% принявших участие в опросе.

С просьбой прокомментировать результаты опроса «Доктор Питер» обратился к  заместителю Ассоциации страховых медицинских организаций Петербурга Федору Михайлову:

– Вначале я бы обратил внимание на специфику аудитории «Доктора Питера». Очевидно, что в опросах принимали участие либо медики, либо граждане, которые в настоящий момент особо внимательны к вопросам здравоохранения. Учитывая это, результаты проведенных опросов — это фактически «концентрат» обостренных заинтересованных мнений. Число принявших участие в трех опросах и превысившее 2500 человек, позволяет строить некоторые предположения.

В связи с этим, результаты первого опроса «Удовлетворены ли вы медицинской помощью в клиниках Петербурга?» выглядят очень тревожно: лишь 3% респондентов отметили, что их вполне устраивают результаты контактов с медицинскими организациями. Пятая часть призналась, что, либо давно никуда не обращалась, либо решает вопросы здоровья через знакомых.

А более 75% опрошенных имеют очевидные претензии к системе здравоохранения, причём 60% выбрали заведомо провокационный вариант ответа, назвав действующую ситуацию – кошмаром. Это очень плохо, поскольку показывает не только сиюминутное отношение, но и неверие в возможность положительных изменений. К сожалению, это подтвердилось в третьем опросе, где более 28% граждан опять выбрали самый крайний вариант: «Нашему здравоохранению уже ничего не поможет».

На мой взгляд, мнения опрошенных говорят о том, что достаточно много людей разочарованы и психологически не готовы верить в возможность положительных сдвигов. Меня не удивили 36% желающих вернуться к советской модели здравоохранения — могло быть и больше. Мне тоже очень близки эти настроения. Это ностальгия, но она у каждого своя, и я не уверен, что выбравшие именно этот ответ одинаково сформулируют преимущества и достоинства «советской модели», а главное, совершенно по-разному будут экстраполировать былые достоинства в современные условия.

Очень показательный второй опрос: «Кто виноват…?». Нет претензий к практическим медикам, только 3% граждан недовольны работой персонала поликлиник, а стационаров – менее 1%! Мне хочется верить, что это говорит о сохраненном в обществе уважительном отношении к профессии, как со стороны самих медицинских работников, так и со стороны пациентов.

Зато более 70% респондентов винят органы управления здравоохранением. Это очень плохо, поскольку само такое восприятие реально препятствует эффективному управлению. Это говорит о том, что принимаемые решения непонятны, они кажутся нелогичными, а издаваемые документы и циркуляры обречены на скептическое восприятие и соответственно на «неидеальное» их исполнение. Это в свою очередь запускает формальную управленческую машину – издание новых более жестких требований и правил, которые ложатся на уже искаженное восприятие потенциальных исполнителей. Далее возникает замкнутый круг и, как писал П.А. Вяземский: «Суровость законов умеряется их неисполнением».

Хотим мы того или нет, осознаем или чувствуем, но для блага дела любой управленческий орган должен быть уважаем и авторитетен, в первую очередь, в своей профессиональной среде, а для этого его решения должны быть понятны, тогда они будут правильно восприниматься и исполняться.

 


 

источник :  doctorpiter.ru

вернуться в раздел новостей