Нацмедпалата подготовила поправки в № 323-ФЗ о праве медработника выходить за рамки стандартов медпомощи в ситуациях «крайней необходимости и обоснованного риска». Изменения должны защитить медиков при уголовном преследовании.
Группа юристов Национальной медицинской палаты подготовила поправки в ст.72 № 323-ФЗ о праве медиков выходить за рамки стандартов медицинской помощи в ситуациях «крайней необходимости» и «обоснованного риска». Глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Хубезов поддержал их и планирует внести соответствующий законопроект на рассмотрение депутатов, — сообщила «МВ» руководитель юридической службы НМП Лилия Айдарова.
Предлагаемые изменения должны защитить врачей при уголовном преследовании при применении к ним ст.109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»), ст.118 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности»), ст.238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей»).
Общая норма о ситуациях «крайней необходимости» и «обоснованного риска» есть в УК РФ, она касается всех сфер деятельности. В НМП считают, что эти положения защищают врачей недостаточно и конкретизированные с учетом особенностей медицинской деятельности условия должны быть и в профильном для медиков законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Ключевым постулатом изменений является норма, согласно которой действия медицинского работника в условиях крайней необходимости или обоснованного риска не являются правонарушением и не подлежат ответственности.
Под понятием обоснованного риска понимается ситуация, когда сохранение жизни и здоровья пациента не могло быть достигнуто без вероятности причинения вреда. Например, при проведении сердечно-легочной реанимации, когда пациента удалось вернуть к жизни, но был перелом ребра. Обязательные условия ситуации «обоснованного риска»: ожидаемая польза превышала возможный риск причинения вреда пациенту, медицинским работником предприняты меры для избегания такой ситуации, медицинская помощь оказывалась с учетом профессиональных требований и индивидуального состояния пациента.
«В обсуждаемом законопроекте мы рассматриваем два варианта освобождения от ответственности. Один — это крайняя необходимость, которая возможна при оказании экстренной или неотложной медицинской помощи. Вторая ситуация — обоснованный риск, когда нет необходимости мгновенного срочного принятия решения и стандартные способы лечения не помогают. То есть речь идет об оказании плановой медицинской помощи. Действия медработника, даже если они сопряжены с нарушением норм, но соблюдались условия обоснованного риска, не будут считаться правонарушением и за это не будет ответственности», — уточнила Лилия Айдарова.
По ее словам, все возможные варианты лечения при оказании плановой медицинской помощи в условиях обоснованного риска, как и ранее, будут требовать добровольного информированного согласия пациента. «Только с согласия пациента медицинские работники могут принять решение и отойти от тех протоколов, которые применяются обычно, если они считают, что изменение привычного метода лечения может привести к позитивным для пациента последствиям», — уточнила Айдарова.
В России снова растет количество сообщений в правоохранительные органы о преступлениях, связанных с дефектами оказания медицинской помощи. В 2021 году каждое третье обращение завершилось возбуждением уголовного дела, сообщал ранее «МВ». В 2021 году в Следственный комитет России (СКР) поступило 6248 заявлений от граждан о ятрогенных преступлениях, принято 2095 решений о возбуждении уголовных дел. Из них направлено в суд с обвинительным заключением 176 материалов. В 2020 году в СКР поступило 5452 сообщения, по которым было возбуждено 1639 уголовных дел (в суд с обвинительным заключением направлены материалы по 202 эпизодам).
В 2020 году в производстве российских судов по существу находилось минимум 149 уголовных дел, фигурантами которых были врачи, подсчитал в прошлом году «МВ». Данные были взяты из государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие». Это самый минимум от реального количества: при подсчетах учитывались лишь несколько распространенных для подобных случаев статей Уголовного кодекса и только те дела, в которых был текст судебного акта. В совокупности по этим делам суды признали виновными по меньшей мере 60 врачей. В 47 случаях обвиняемые были оправданы либо дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, например из-за примирения с потерпевшим. Чаще всего врачам вменяли в вину причинение смерти по неосторожности (не менее 97 дел).
По данным, которые приводил в 2019 году на «круглом столе» в Госдуме главный внештатный хирург Минздрава России, директор НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского Амиран Ревишвили, больше всего среди специалистов, осужденных в связи с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи, врачей-хирургов (40%). На втором месте — акушеры-гинекологи (21%) и анестезиологи-реаниматологи (13%).
Татьяна Бескаравайная
источник : https://medvestnik.ru