с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Обзор о трудностях введения «масочного режима»
29 Августа 2022 г.

В данный момент на федеральном уровне отсутствуют НПА, вменяющие гражданам в обязанность носить маски. Отсюда и в регионах возникают трудности.


https://stoppanika.ru/upload/001/u151/f/5/obzor-o-trudnostjah-vvedenija-masochnogo-rezhima-photo-big.jpg

  • Введение масочного режима регулировалось несколькими документами. Посмотрим на них, чтобы понимать, как защитить свои права, если права эти снова будут ограничивать.

  • 1. П. 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом". Его действие приостановлено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.06.2022 N 18

  • 2. П.П. 4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" гласит:

4.4. Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:

- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (в том числе мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.

Мотивируя Решение по административному делу № АКПИ21-78 от 01.04.2021, на стр. 6 (последний абзац) - стр. 7 (абзац 6) судья Назарова А.М. указывает, что обжалуемый частично п.п. 4.4. касается органов публичной власти, указанных в п.п. 4.1. Санитарных правил, и не касается граждан. Эта позиция явно выражена в абзаце 2 стр. 7 Решения, где сказано: «из приведенных положений (Санитарных правил – прим. истца) следует, что обозначенные в данном разделе мероприятия должны осуществляться названными выше органами публичной власти».

И далее: «Из изложенного следует, что положения абзаца второго пункта 4.4. Санитарных правил прав и охраняемых законом интересов административных истцов не нарушают».

Более того, здесь речь идет о медицинских масках, которые мало кто носил в течение последних 2,5 лет, и безопасность которых при долгом ношении не установлена. По факту, "масочный режим" не основывался на этой норме СанПИНа.

  • 3. "Временные методические рекомендации "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 16 (18.08.2022)"

Согласно п.п.7.2. неспецифическая профилактика представляет собой мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекции: … - использование средств индивидуальной защиты органов дыхания в зависимости от степени риска инфицирования (лицевой щиток, одноразовая медицинская маска, респиратор, изолирующая полумаска, полнолицевая маска)

Данный документ не является нормативно-правовым актом и не порождает правовых отношений, являясь временными рекомендациями.

4 .«Информация» Роспотребнадзора от 16.08.2022 "Об эпидситуации по COVID-19 и рекомендациях по противоэпидемическим мерам" говорит, что в субъектах Российской Федерации, где уровень недельного показателя заболеваемости превышает 50 случаев на 100 тыс. населения, целесообразно рекомендовать ношение масок в общественных местах, в местах скопления людей, на транспорте и в закрытых помещениях (по месту работы или учебы).

Однако «информация» РПН также не является НПА тем более в виде рекомендации. 

В данный момент на федеральном уровне отсутствуют НПА, вменяющие гражданам в обязанность носить маски.

В силу этого региональные власти оказались в интересном положении.

Например, Постановление Губернатора Самарской области от 22 октября 2021 года N 258 в фабуле, как на правовое основание ограничений, ссылается на подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1 и статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Да, ни один истец не смог оспорить (в силу специфики российского судопроизводства) действие таких решений губернаторов в части права вводить режим повышенной готовности, однако конкретно про маски этот закон ничего не говорит, и именно поэтому в это постановление было введено дополнительное федеральное основание, а именно в его п.п. 2.4 сказано:

обязать граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, включая гигиенические) в случаях, предусмотренных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом".

А действие этого Постановления, как мы указывали в п. 1 Обзора, приостановлено. Но тогда Губернатор Самарской области не может просто вернуть действие своего постановления в этой части, чтобы ввести масочный режим, пока федеральное постановление не вернет свою силу.

Может, поэтому и вышла пока заминка: желание в субъектах РФ, похоже, есть, а правовых оснований нет.

Это же и показывает, что словоблудие ветвей власти о том, что субъекты РФ сами введут все ограничения, выглядит слабовато.  

 


источник :  https://stoppanika.ru