Законодательное собрание Петербурга приводит местное законодательство в сфере здравоохранения в соответствие федеральному. Что это значит для нашей системы здравоохранения, объясняет председатель постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного собрания Людмила Косткина.
– Людмила Андреевна, зачем нам новый закон «Об основах организации охраны здоровья граждан в Санкт-Петербурге»? У нас есть старый — «Об охране здоровья граждан»? В нем появилось что-то принципиально новое?
– Скорее, исчезло многое, что было наработано в Петербурге. Наш старый закон вошел в противоречие с новым федеральным законом «Об основах…», в соответствии с которым федеральный центр взял на себя большую часть полномочий и подробно их прописал. Это закон прямого действия. К тому же, с этого года город перечисляет все средства на ОМС в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). То есть сегодня в системе здравоохранения все идет к полной централизации. А нам как субъекту Федерации необходимо было своим законом разграничить полномочия законодательной и исполнительной власти в части принятия бюджета Территориального фонда ОМС, принятия программы госгарантий бесплатной медицинской помощи. Кроме того, мы должны были ввести новые полномочия, такие как лицензирование народной медицины (кроме знахарства и оккультных наук), координация деятельности всех частных учреждений, обеспечение лекарствами страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, паллиативная помощь (хосписы) и т.д.
– Федеральный бюджет будет финансировать программу госгарантий, но у нас всегда были свои, целевые городские программы, финансирующиеся в том числе и из фонда ОМС. Сохранятся ли они?
– В основном, они принимались в прошлом году на 2-3 года (туберкулез, психиатрия, онкология, материнство и детство), и сегодня они продолжают действовать. А вот программа профилактики ВИЧ\СПИДа закончилась, и новую программу правительство города пока не утверждает. Но думаю, что все понимают: есть программы, закрывать которые нельзя. Мы создали действенную систему профилактики и без нее пропадем: у нас растет число ВИЧ-инфицированных, с одной стороны, за счет мигрантов, с другой — наши ВИЧ-инфицированные благодаря лечению, живут дольше, чем прежде, растет число детей, рожденных инфицированными женщинами. А вокруг них — особые проблемы, не только медицинские, но и социальные. И их надо решать, иначе мы будем вымирать от СПИДа, как некоторые африканские страны.
– Но меры, прописанные городскими программами, не входят в программу ОМС, а у города дополнительных денег нет?
– Программы финансируются дополнительно — из городского бюджета. Конечно, не в полном объеме в связи с дефицитом бюджета. В 2011 и 2012 годах дополнительные 2% отчислений в фонд ОМС идут на реализацию программы модернизации здравоохранения, 14 млрд возвращается городу. А с 2013 года — на обеспечение медицинских стандартов, улучшение качества медицинских услуг, повышение тарифов.
Мы просили оставить наши налоги в городе или хотя бы ввести коэффициенты для разных регионов. Потому что финансировать Петербург на общих со всей страной условиях нельзя – надо учитывать демографию, большой приток иногородних больных, высокий уровень оснащенности медицинских учреждений, иной уровень профессиональной подготовки врачей. И тарифы на медицинские услуги у нас другие, и зарплаты у врачей, хоть и небольшие, но выше, чем в других регионах.
Понимаю, что жители Федерации должны иметь одинаковый уровень медицинской помощи. Но мне как жителю Петербурга и как чиновнику, который много сил вложил в создание более высокого уровня медицинского обслуживания, обидно: почему мы вынуждены работать хуже из-за того, что, скажем, Пскову надо подняться?
– Законодательное собрание и комитет по здравоохранению обращались в Минздрав с предложением пересмотреть статью федерального закона о лекарственном обеспечении страдающих редкими заболеваниями за счет бюджетов субъектов Федерации. Принято ли решение по этому поводу?
– Да, мы обязаны были ввести это полномочие в петербургский закон «Об основах организации охраны граждан», но хотим передать его на федеральный уровень. И не только мы — у других регионов тоже нет денег на его исполнение. Но пока эта проблема не решена.
– Постоянная комиссия по социальной политике и здравоохранению городского парламента разрабатывает сейчас новый проект закона «О контроле качества медицинской помощи в Санкт-Петербурге» с учетом изменений в федеральном законодательстве. Что принципиально нового в нем появится?
– Новое, как я уже сказала, — то, что основные полномочия переданы на федеральный уровень. Мы не можем пока принять наш проект закона, потому что по многим позициям пока нет нормативных документов Минздрава. Но в соответствии с уже действующим законодательством РФ контроль качества медицинской помощи разделен на государственный, ведомственный и внутренний. И наш закон говорит, в основном, о порядке и задачах внутреннего контроля.
Что касается государственного контроля, то мы ждем постановления Правительства РФ, которое определит, кто будет контролировать выполнение законодательства в части лицензирования, защиты прав пациентов, выполнении медицинской экспертизы (прокуратура, Росздравнадзор, Роспотребнадзор…).
Ведомственный контроль, скорее всего, останется за Росздравнадзором с привлечением комитета по здравоохранению. К 2015 году, когда абсолютно все будет финансироваться из фонда ОМС по одноканальному финансированию, у комитета по здравоохранению уже не будет денег на лечебную деятельность, а с ними он лишится и многих нынешних полномочий. За ним останется, скорее всего, контроль в системе здравоохранения и идеология ее развития, включая новое строительство медицинских объектов, а также работа по подготовке кадров.
Система внутреннего контроля, которую только сейчас предлагает организовать Министерство здравоохранения Российской Федерации, у нас существует уже давно. Мы были единственным регионом, в котором был принят и работал местный закон «О контроле качества медицинской помощи в Санкт-Петербурге». Сегодня эта система есть во всех учреждениях. На мой взгляд, перестраивать ее вряд ли понадобится. Другое дело, что осуществление собственно контроля начнется с 2013 года, и основано оно на проверке соответствия качества лечения принятым медико-экономическим стандартам (МЭС).
– Когда принималось решение об увеличении процента отчислений (налога) в Фонд ОМС, а затем направлении дополнительных средств на выполнение медико-экономических стандартов, эти планы казались логичными и выполнимыми. Сегодня так уже не кажется. Пример тому – недостаток средств на выполнение МЭСов в сердечно-сосудистой хирургии. Если бы из городского бюджета средства на их выполнение не добавлялись, у фонда явно не хватило бы на них денег. А с 2013 года из средств фонда будут финансироваться и служба «Скорой помощи», и сердечно-сосудистая хирургия и все остальное, за исключением высокотехнологичной помощи (ВМП). Причем в медучреждениях всех форм собственности…
– Еще рано паниковать по этому поводу. Конечно, ввод любого стандарта требует дополнительного финансирования, мы это ощутили первыми в РФ, потому что стали единственным регионом, в котором были введены МЭСы по оказанию хирургической помощи в сердечно-сосудистой хирургии. Но по большому счету введение стандартов – благо. Потому что в них должны быть заложены все расходы на оказание того или иного вида помощи, в том числе и зарплата медицинских работников. Именно на это, в первую очередь, и будут выделены дополнительные федеральные средства. Что касается службы «Скорой помощи», то регион не имеет права просто перестать ее финансировать. С 2013 года эта служба будет передана в систему ОМС с деньгами из бюджета города. Пока нет механизма предстоящего перехода, но в проекте бюджета Фонда соответствующие средства уже есть. Мы ждем необходимых документов от Минздрава.
– Федеральные учреждения очень боятся перехода в систему ОМС. Точнее, их перехода боятся все – и чиновники комитета по здравоохранению и медицинские учреждения городского подчинения.
– В следующем году из Терфонда по полному тарифу оказанные медицинские услуги будут оплачиваться не только федеральным клиникам, но и частным и ведомственным учреждениям здравоохранения. А заявление на участие в системе ОМС в 2013 году подали более 70 негосударственных клиник. Если учреждения всех форм собственности действительно будут оказывать медицинскую помощь в необходимом и достаточном объеме, то планы наших городских поликлиник, боюсь, окажутся под угрозой, потому что у них объемы помощи будут сокращаться, а у федеральных и частных клиник могут расти. Но это пока теория. Увидим, как будет на практике. Думаю, что конкуренция сыграет положительную роль, в том числе и в качестве оказываемых услуг. А к 2015 году все медицинские услуги в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи будут финансироваться только из Фонда ОМС (включая высокотехнологичную помощь). Участвовать в реализации этой программы смогут все учреждения, независимо от формы собственности.
источник : doctorpiter.ru