с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

«Судиться не всегда выгодно для пациента», — медицинский юрист объяснила, как урегулировать претензии к медучреждениям без обращения в суд
23 Сентября 2022 г.

Российский адвокат со стажем 24 года Юлия Казанцева рассказала, всегда ли стоит подавать в суд на медучреждение, и предложила алгоритм урегулирования претензий в досудебном порядке. 
 

В первую очередь юрист отметила, что не нужно сразу обращаться в суд, потому что бывают ситуации, когда медицинская организация права, даже если есть дефекты оказания медицинской помощи. По мнению Казанцевой, порядок действий должен быть следующим. 

Обратиться к главному врачу медучреждения. Обращение нужно подавать письменно в двух экземплярах – один остается в медорганизации, второй — у пациента с резолюцией главврача. 

«Большинство проблем решается сразу в кабинете главного врача, как только пациент приходит к нему с письменным обращением. Если врач видит, что требования законны, он поможет решить вопрос, чтобы не создавать лишних хлопот себе и медорганизации», – подчеркнула юрист.

Обратиться в страховую компанию, выдавшую полис ОМС. Если медицинскую помощь не оказывают, нужно позвонить страховщику, часто вопрос решается одним звонком по телефону. Если вы считаете, что медицинскую помощь оказали некачественно, нужно письменно попросить страховую компанию провести проверку. Если в ходе проверок были найдены дефекты оказания медицинской помощи, есть шанс выиграть суд, даже когда результат судебно-медицинской экспертизы не в пользу пациента.

Обратиться в Росздравнадзор. Это хорошо работает, когда медицинские услуги были оказаны платно. Однако, по словам юриста, последние два года Росздравнадзор часто присылает отписки. Также проверку может проводить Минздрав или департамент здравоохранения региона, если организация подведомственна ему.

Подать досудебную претензию. Сделать это можно, если услуги оказаны по ОМС или ДМС. Например, пациент может потребовать возмещения материального и морального вреда. При этом Казанцева подчеркнула, что когда медицинские организации видят нарушения со своей стороны, то часто идут навстречу пациенту — либо возмещают затраты по мировому соглашению, либо переделывают услугу, оказывают нужную помощь бесплатно. По ее словам, идти в суд всегда дорого и долго, а также не всегда перспективно, процессы длятся по два-три года. Иногда затраты на юриста и экспертизу будут больше, чем то, что в итоге возместит клиника.

Обратиться в суд?

Это можно сделать, если клиника не отвечает на претензию по платным услугам или дает отрицательный ответ, либо если нужно взыскать компенсацию за некачественную бесплатную помощь с государственной клиники. 

«На мой взгляд, подавать иск в суд целесообразно, если сумма исковых требований больше 500 тысяч», – заявила в интервью «Тинькофф-журналу» Казанцева.

Суд может потребовать больших расходов: на услуги юриста, оплату судебно-медицинских экспертиз. Иногда судья решает, что их должна оплатить клиника, иногда — пациент, зависит от ситуации. «Я на всякий случай всегда готовлю клиентов к тому, что, возможно, придется оплатить все судебные расходы полностью. Такие значительные затраты — повод подумать, правда ли стоит идти в суд», – добавила юрист.

 


источник :  https://medrussia.org