4 октября Госдума приняла сразу во втором и третьем, то есть окончательном, прочтении законопроект об эксперименте по онлайн-продаже рецептурных лекарств. Буквально накануне этого важного события его значение для пациентов, возможные результаты и рекомендации по доработке обсуждали эксперты фармацевтической отрасли и представители аптечных сообществ и здравоохранения в рамках XIV Международной конференции «Что происходит на фармацевтическом рынке?». И хотя пожелания экспертов объективно уже не удастся учесть, взять их на вооружение в будущем и проверить справедливость прогнозов в ходе эксперимента будет однозначно полезно.
Лекарства для всех
Вопрос дистанционной торговли обсуждался много лет, пока пандемия новой коронавирусной инфекции с ее изоляцией и ограничением мобильности населения не поставила его ребром. В 2020 году был принят закон, разрешающий онлайн-торговлю безрецептурными лекарствами. Тогда же по поручению Президента началась разработка закона о дистанционной продаже рецептурных препаратов.
4 октября 2022 года был принят законопроект о проведении соответствующего эксперимента на территории Москвы, а также Московской и Белгородской областей в течение трех лет – с 1 марта 2023 года по 1 марта 2026 года. Основная цель эксперимента – обкатать механизм, призванный в конечном итоге облегчить обеспечение одиноких, маломобильных и проживающих в отдаленных областях граждан России.
Законопроект действует в отношении торговли с использованием как бумажного, так и электронного формата рецептов, причем бумажный указан как основной;
Минздрав должен составить и утвердить перечень доступных для дистанционной торговли лекарств для того, чтобы исключить попадания в свободный оборот психотропные, наркотические и другие сильнодействующие вещества;
Документ обязывает аптечные организации при онлайн-продаже обеспечить идентификацию личности гражданина, которому оформлен рецепт на лекарственный препарат, с личностью гражданина, которому доставят лекарство;
Положения законопроекта не распространяются на лекарственные препараты, которые отпускаются бесплатно или со скидкой определенным отпускаемые категориям граждан.
О чем спорят эксперты
Бумажный vs электронный
Основные споры вызвал момент, касающийся формата рецепта. Исполнительный директор Российской Ассоциации Аптечных Сетей (РААС) Нелли Игнатьева считает, что этот пункт стоило доработать: «Мы шли очень долго к тому, чтобы дать «зеленый свет» электронным рецептам. Это инструмент, который объединяет врача, фармацевта и пациента. В результате мы получаем законопроект, в котором написано: “…В том числе и электронный рецепт”. То есть допускается еще и бумажный. Процесс получается достаточно неконтролируемый. Если взять историю нашей фармацевтики, рецептурные препараты всегда отпускали только специалисты с высшим образованием, теперь мы, по сути, отдаем их на проверку просто курьерам, что создает дополнительные риски. Наша задача — защитить пациента».
Как ни странно, представители таких технологических систем, как «Яндекс», выступающий в качестве маркетплейса для аптечных товаров, и «Первый электронный рецепт», внедряющий систему электронных рецептов в ряде регионов России, не были так категоричны в отношении формата рецепта.
Кирилл Хромов, управляющий директор компании «Первый электронный рецепт», отметил, что России есть и другие регионы, в полной мере готовые к участию в эксперименте по дистанционной продаже рецептурных лекарственных препаратов, например, Ярославская и Челябинская области. В этих регионах не только установлены нормативно-правовые акты регулирования и применения электронных рецептов, но и происходит обслуживание граждан в аптечных организациях по электронным рецептам на лекарственные препараты, в том числе за полную стоимость. Во многих городах России есть очень много маломобильных людей, которые ежедневно нуждаются в рецептурных препаратах, подчеркнул эксперт. И эксперимент необходимо расширять в другие регионы, помимо Москвы, Московской и Белгородской областей. Важно выстроить систему так, чтобы пациенты быстро, без задержек и поисков получали ту лекарственную помощь, которая им необходима. Безусловно внедрение онлайн продаж невозможно без налаженного и повсеместного механизма электронных рецептов. У электронного рецепта есть неоспоримые преимущества: он позволяет формировать единое прозрачное информационное пространство между пациентом, врачом и фармацевтом, осуществлять быструю проверку на совместимость всех назначаемых разными врачами и принимаемых пациентом препаратов, и, наконец, экономить время врача (в приведенных Кириллом Хромовым данных заполнение бумажного бланка рецепта занимает от 3,5 до 5 минут, а электронного, благодаря уже предзаполненным данным пациента, всего около 30 секунд).
Также, по мнению Кирилла Хромова, проблема бумажного бланка в том, что у пациентов остается возможность покупать неограниченное количество рецептурных препаратов, пока у них на руках бланк.
Проблема бумажного бланка в том, что информация, указанная на нем, остается между врачом и пациентом. С помощью системы маркировки теперь есть возможность прослеживать весь жизненный цикл упаковки с лекарством с момента производства и до момента продажи его в аптеке, но введение электронного рецепта позволило бы видеть, “какая пачка и к кому ушла, кто ее назначил и по какой нозологии”, и обеспечило бы органы здравоохранения и фармкомпании полезной дополнительной информацией.
И хотя, считает представитель «Первого электронного рецепта», в силу возраста и сложившейся традиции, некоторые пациенты считают необходимым выходить от врача с «бумажкой» в руках, чтобы посчитать визит к доктору полноценным, перед всеми регионами необходимо ставить условия проактивного перехода на электронный формат выписки рецептов с четко обозначенным планом по реализации проекта. Чтобы 100% выписываемых рецептов выдавались в электронном виде, несмотря на то что многим людям дополнительно будет выдаваться и бумажный дубликат рецепта.
Максим Агарев, представляющий «Яндекс», полагает, что законопроект о дистанционной торговле рецептурными лекарственными препаратами станет драйвером внедрения электронного рецепта. Однако, при всей очевидной пользе и перспективности этого эксперимента, учитывая малую распространенность использования электронных рецептов, он покажет ничтожные результаты, и его сложно будет оценить. «Мы, как ни странно, поддерживаем использование бумажного рецепта на первом этапе эксперимента. Как это технологически устроить? Сложно! Но мы считаем, что это необходимо», – прокомментировал представитель «Яндекса». Еще одной сложностью он назвал отсутствие мотивации и регионов в целом и врачей в частности использовать электронные рецепты.
Начальник Управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Росздравнадзора Ирина Крупнова считает, что в обсуждении законопроекта следует сместить акценты. Несмотря на то, что ведомство поддерживает внедрение электронного рецепта, оно считает важным помнить, для чего нужен эксперимент и дальнейшая практика по онлайн-торговле рецептурными препаратами – чтобы обеспечить равные условия всем гражданам Россия для приобретения необходимых лекарственных препаратов.
По данным Росздравнадзора, в 14 субъектах РФ сейчас нельзя приобрести дистанционно даже безрецептурные препараты из-за сложностей с малой доступностью некоторых населенных пунктов. Изначально планировалось, что сетевые аптеки организуют доставку в такие места, однако этого не случилось, и сейчас основная надежда ведомства на «Почту России», которая планирует взять доставку лекарств на себя. Пока же услугой доставки лекарственных препаратов пользуются в основном городские жители, говорит Ирина Крупнова. Те же сложности и разная готовность регионов могут ожидать и работу с электронными рецептами, поэтому бумажные также стоит оставить для использования в этом эксперименте, пока к электронному формату не будут готовы все, соглашается эксперт с коллегами.
На кону – безопасность пациентов
Большие сомнения вызывает у экспертов пункт о необходимости идентифицировать получателя рецептурного препарата. Смогут ли родственники или представители больных получать приобретенные дистанционно препараты, и, если да, то как им показывать свою связь с пациентом?
Согласно законопроекту, обязанность идентифицировать покупателя ложится на плечи аптек, однако не секрет, что большинство из них используют курьерские компании для доставки, которые никакого отношения к фармацевтическим компаниям, системе здравоохранения и аптекам не имеют и являются сторонними лицами. Так кому пациент должен будет предъявлять свои документы и насколько это безопасно? Пока эти простые, но важные вопросы, остаются без ответа.
Росздравнадзор отдельно подчеркивает важность ограничения списка доступных для приобретения препаратов, так как есть средства, используемые, в частности, для получения наркотического эффекта. Необходимо исключить возможность приобретать такие лекарства онлайн. Этому будет способствовать и переход с бумажных рецептов, которые легко подделать, на электронные.
Несмотря на то, что некоторые вопросы, которые поднимали эксперты, пока остаются без ответа, очевидно, что практика подскажет их решение, а польза от внедрения возможности приобретать необходимые рецептурные лекарственные препараты дистанционно должна перевесить все возможные недочеты.
источник : https://pharmmedprom.ru