В больницах и поликлиниках добиться положенной медицинской помощи бывает нелегко, и многие из нас сталкивались с подобными трудностями. В одних случаях получить положенное помогает знание законов и приказов, в других – обращение к начальству, в третьих – требования врачей оказываются вполне законными.
Терапевта не миновать?
Один из наиболее частых вопросов – запись к врачам-специалистам. Так, терапевт либо советует сходить на приём к платному доктору – из-за отсутствия номерков или врачей, либо говорит подождать звонка от специалиста. К примеру, так посоветовала поступить педиатр маме ребёнка с брадикардией и атриовентрикулярной блокадой в детской поликлинике №1. Но кардиолог так и не позвонила – пришлось обращаться в специализированный чат минздрава «Петрозаводск.Здоровье». Вопрос решается через руководство поликлиники. Другой частый случай – самостоятельная запись. Зачастую даже человек с хроническим заболеванием и состоящий на диспансерном учёте может попасть на приём к доктору узкого профиля только через терапевта. Так, в частности, обстоит дело в случае с больными диабетом второго типа.
«Лечение эндокринологических заболеваний начинает терапевт, он направляет на консультацию к эндокринологу, который назначает или корректирует терапию, – поясняет главный врач городской поликлиники №4 Ольга Билко. – У эндокринолога больные диабетом второго типа не наблюдаются – они наблюдаются у участкового терапевта. Если же больной состоит на учёте у эндокринолога, то тот должен предоставить возможность записи на следующую явку. В целом мы должны обеспечить запись через интернет к 11 узким специалистам, среди которых эндокринолога нет. В поликлинике №3 был пробный проект, когда пациенты на диспансерном наблюдении могли записаться к узкому специалисту через госуслуги или республиканский портал reg.zdrav10.ru».
Другая распространенная ситуация – отказ в проведении МРТ-исследования из-за отсутствия такого аппарата в медучреждении. В этом случае пациенту следует знать одну простую вещь: если у поликлиники нет МРТ, она обязана направить его в другое учреждение. Правда, прежде врач должен выдать заключение, что такое обследование необходимо. Как правило, у поликлиник есть квоты или они заключают договор с теми лечебницами, у которых есть нужная техника. Крайний срок ожидания – месяц, но если у больного подозрение на онкологию, то 14 дней. Если врач не желает направить вас на МРТ, обращаться следует к заведующему отделением, начмеду, главному врачу, наконец, в республиканский Минздрав, Росздравнадзор и страховую компанию.
Комиссия решит
Бывает и так, что помощь невозможно найти в республике. На такие случаи предусмотрена справка формы 057/У, по которой пациент получает направление в федеральную клинику.
«Любой врач имеет право дать справку по форме 057/У, но существуют определенные взаимоотношения и между лечебными учреждениями, и внутри медицинских организаций, – говорит главный врач БСМП Наталья Алонцева. – Любой пациент при необходимости консультации у другого специалиста или недостаточной оснащенности поликлиники может быть направлен в ближайшее медучреждение, где такие возможности имеются. Кроме того, в поликлиниках есть врачебные комиссии, которые также решают вопрос о направлении больного в другие регионы».
Эпидемия коронавируса также внесла коррективы в работу медиков. К примеру, врач в больнице при госпитализации требует результаты ПЦР, а поликлиника в проведении таких анализов отказывает, ссылаясь на отсутствие медицинских показаний. Пациент оказывается между двух огней.
«Вопрос отсылает к приказу №189 об организации медицинской помощи во время COVID, – поясняет главный врач Госпиталя для ветеранов войн Олег Сухарев. – В приказе четко прописано, что при госпитализации пациенту положен определенный перечень обследований для поступления его в стационар. Следовательно, требование медицинской организации о необходимости наличия ПЦР-теста необоснованно. К тому же он вообще необязателен. Тестирование проводится только при наличии симптомов ОРВИ, также может проводиться экспресс-тест – это на усмотрение врача приемного покоя. Если он заподозрил признаки ОРВИ, он назначает одно из двух исследований».
Не всем подряд
Еще одна боль – информирование родственников пациентов. Например, просто позвонить по телефону и справиться о состоянии больного нельзя – на то есть понятие врачебной тайны. Поэтому сообщать о здоровье госпитализированного врачи могут только по его согласию и лишь тем, на кого он указал. Кроме того, родственнику придется удостоверить свою личность и показать разрешение от больного.
Мария Зверева
источник : https://karel.aif.ru