с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

«Не признали вину до последнего». После смерти пожилого петрозаводчанина в БСМП семья отсудила у медиков полмиллиона рублей
15 Ноября 2022 г.

2 февраля 2019 года в стационаре БСМП в Петрозаводске умер 75-летний Виктор Орлов (имя и фамилия изменены по просьбе родственников — прим. авт.). Пожилой мужчина перенес две операции и скончался. Его родственникам в суде удалось доказать, что мужчина умер в результате врачебной ошибки: в июле этого года Петрозаводский городской суд обязал БСМП выплатить 500 тысяч рублей троим детям скончавшегося пенсионера.
 

Родственники мужчины в течение недели не могли добиться госпитализации Орлова, пока он мучился от болей. Дочь Виктора и ее юрист рассказали Daily, почему мужчину можно было спасти.

75-летний Виктор — отец троих детей, инвалид первой группы, практически потерявший зрение к своим годам. В январе 2019 года он почувствовал себя плохо: начались сильные боли в животе, рвота, трудности с мочеиспусканием. Первые симптомы появились 8 января — родственники, что логично, вызвали «скорую», но приехавшая на дом бригада врачей поставила диагноз «ротавирусная инфекция». Родственники тогда, доверившись медикам, не настояли на госпитализации пожилого отца, однако после экспертиза покажет, что уже в первый день симптомов у врачей были все показания для госпитализации мужчины.

Боли не утихали, и родственники Орлова вызывали «скорую» практически каждый день — шесть раз в период с 8 по 15 января. Как рассказала Daily дочь пенсионера Лариса (имя изменено), все прибывавшие и прибывавшие бригады медиков осматривали отца, но брать на госпитализацию не предлагали, а к изначальному диагнозу «ротавирус» добавился хронический простатит, например.

— В последние вызовы были уже насмешки у диспетчеров вроде: «Ну что у вас произошло там такое»? — говорит она, подчеркивая, что адрес отца совершенно точно был в базе БСМП. Кроме того, дети пенсионера каждый раз говорили бригадам медиков, что их коллег они вызывали буквально накануне — и состояние мужчины не улучшалось, несмотря на прописанное лечение. Более того, один из фельдшеров «скорой» 8 января порекомендовал родственникам Орлова свозить его к урологу, что те и сделали. Уролог, к несчастью, также не проявил внимательного отношения к пациенту и не направил его на госпитализацию.

В итоге в последний раз «скорая» приехала к Орлову 15 января, причем с опозданием. Мужчину, состояние которого на тот момент было уже очень плохим, увезли в БСМП. Но и по приезде в больницу, говорит Лариса, отец в течение шести часов находился фактически без медицинской помощи. В тяжелом состоянии.

После Орлову провели первую операцию, поставив ему диагноз «спаечная тонкокишечная непроходимость». Через трое суток, 18 января, состояние пенсионера ухудшилось, и ему провели уже вторую операцию. До дня смерти — 2 февраля — мужчина лежал в реанимации.

18 марта 2019 года было возбуждено уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности», а Росздравнадзор Карелии две недели проводил проверку действий медиков «скорой». Проверка выявила ряд нарушений оказания медицинской помощи (лечебное учреждение было привлечено судом к административной ответственности), говорит юрист семьи Анита Федоткова. Она подчеркивает, что страдания Орлова и, следовательно, его родственников, стали итогом ненадлежащего исполнения своих обязанностей медицинскими работниками.

— В картах вызова, заполненных фельдшерами, отражен формальный подход медиков, анамнез надлежащим образом не собран. Как уже было сказано, вызов скорой медицинской помощи осуществлялся шесть раз. В связи с этим можно сделать вывод о бездействии старших врачей смен на станции скорой медицинской помощи, которые никаким образом не отреагировали на многократные вызовы и не направили к пациенту врачебную бригаду для решения вопроса о госпитализации.

Федоткова говорит, что при изучении материалов дела сложилось впечатление, что буквально все медицинские работники, которые контактировали с Орловым, безразлично отнеслись к нему: фельдшеры «скорой», старшие врачи смен, врач-уролог, врачи приемного покоя.

— У меня сложилось впечатление, что медики даже формально не выполнили свои должностные обязанности, чем обрекли на физические муки человека и его близких, — говорит она. — И это при наличии хирургического стационара в городе! Да, хирурги-реаниматологи БСМП сделали всё возможное для спасения пациента, но время на догоспитальном этапе уже было упущено. Осознание того, что отца можно было спасти, а истцы не сделали всего от них зависящего, прежде всего не настояли на госпитализации отца, причинило им дополнительные страдания.

Дочь умершего мужчины Лариса рассуждает, что они с родственниками полагались на профессионализм врачей и, что естественно, опирались на их мнение.

Мы же не медики, мы на вас надеемся — это мы потом и пытались объяснить в суде. Но в той ситуации даже нам, непрофессионалам, стало очевидно, что состояние отца не улучшается. Начались необратимые процессы, человека фактически довели до реанимации, где он скончался уже, по сути, от последствий.

В Петрозаводском городском суде родственники настояли на проведении судебно-медицинской экспертизы и сами указали учреждение, которое ее будет проводить — Бюро судебно-медицинской экспертизы в Сыктывкаре, говорит Федоткова.

— Эксперты подтвердили дефекты оказания медпомощи со стороны бригад «скорой»: несвоевременные постановку диагноза и госпитализацию, роковую в этом случае задержку необходимых лечебных мероприятий и прочее.

Однако выступавшие в суде медики свою вину не признали, говорит дочь пенсионера.

— Они не признали вину до последнего, — говорит Лариса. — Пытались ссылаться на стандарты помощи: например, у них есть нюансы такие, что если между вызовами прошло больше 24 часов, то это уже засчитывается как новый вызов, а не повторный. Мы говорим: но у вас же в базе должен быть этот адрес! Тем более мы каждый раз говорили им, что вызов был буквально накануне. А для них человеческая жизнь будто второе, а первое — то, что они должны все по регламенту делать. Но там кое-где и регламент был нарушен: например, не в полном составе бригада к отцу приезжала.

Анита Федоткова также рассказывает, что ее возмутило поведение сотрудников БСМП в суде:

— В первый раз в суд приходила предыдущая заместитель главного врача по скорой помощи (она покинула свой пост после случая смерти пациентки, прождавшей скорую помощь), потом на суд являлась уже новая зам по скорой помощи. И знаете, я не увидела сочувствия в людях, всё было как-то очень цинично и безразлично. Вывод из их речей можно было сделать такой: «Кто из родственников хочет, тот настаивает на госпитализации, а вы, значит, не очень хотели». Так, например, на последнем заседании сказала нынешняя заместитель главврача по скорой помощи БСМП.

Семья скончавшегося пенсионера и их представитель еще раз подчеркивают: претензий к хирургам БСМП у них нет.

Даже больше: согласно медэкспертизе, врачи вытащили пациента с того света, — уточняет Федоткова. — Но организм не справился — что такое 75 лет и перитонит? Молодые-то не выживают.

Юрист говорит, что медики станции скорой помощи БСМП, судя по всему, не делают выводов из случаев смертей своих пациентов и продолжают ориентироваться на свой давно утвержденный внутренний регламент. Возможно, какие-то правила пора пересмотреть?

— Вот эта смерть была в 2019 году, следующая в 2021-м. В документах как было, так всё и осталось. Медики считают, что должны действовать формально. Но даже и формально не выполняют предписания нормативных актов! Я спрашивала представителя БСМП: «Что должен делать старший врач смены?»  Отвечает: «Координировать диспетчеров». Говорю: «Подождите, давайте возьмем приказ Минздрава об организации оказания скорой медицинской помощи, в котором написано, что старший врач „скорой“ производит также оценку качества оказания медицинской помощи и при необходимости обеспечивает динамическое наблюдение за больными, оставленными на дому. Он же должен был проанализировать, что было уже пять вызовов?!» Мне ответили: «Вы представляете, если у нас старший врач будет за всеми по городу следить, когда и к кому вызвали?» Но подождите, у вас же там сразу всё высвечивается: когда был последний вызов к этому человеку! Диспетчер может на это обратить внимание врача? Полагаю, что именно такой подход к работе и приводит к подобным случаям в Петрозаводске.

 


источник :  https://gubdaily.ru