Медицинские организации и медработники при оказании ненадлежащей помощи пациенту обязаны компенсировать моральный вред, констатирует ВС. Суд, проводящий разбирательство, должен установить, были ли приняты все возможные меры для своевременного и квалифицированного обследования с целью постановки диагноза. Важными параметрами оценки является соблюдение порядков и стандартов оказания медпомощи по профилю, а также клинических рекомендаций.
Формально КР должны были стать обязательными для исполнения по всей стране с 1 января 2022 года, но по некоторым нозологиям клинрекомендации не готовы до сих пор. Заполнить пробелы профсообщества должны до 2024 года. Несмотря на неполный список КР, суды в своей практике еще с 2018 года начали использовать клинические рекомендации для обоснования решений.
В постановлении ВС также говорится, что суд должен установить, повлияли ли ошибки в обследовании и при постановке диагноза на дальнейшее лечение пациента и не повлекли ли они за собой ухудшение здоровья человека. В итоге суд должен ответить на вопрос, были ли нарушены права пациента в сфере охраны здоровья. Медицинская организация, как следует из постановления ВС, может доказать отсутствие своей вины, предоставив доказательства правомерности действий или бездействия.
При назначении компенсации морального вреда суд должен учитывать общий уровень жизни и доходов россиян, отмечается в постановлении ВС. Это исключает присуждение «чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы». Исключение может быть сделано только в том случае, если такая сумма была указана в исковом заявлении самим истцом.
Верховный суд также рассказал о праве россиян получить компенсацию морального вреда в случае, если их родственник умер из-за не качественно оказанной медицинской помощи. С таким иском человек может обратиться в суд в случае, если из-за неправильного лечения близкого ему самому были причинены моральные или физические страдания.
Так, для искового заявления может быть несколько оснований: заболевание, которое развилось из-за переживаний по поводу утраты родственника; если человек считает, что медработники недооценили тяжесть состояния пациента, неправильно установили диагноз, не приняли всех возможных мер для оказания необходимой и своевременной помощи, которая могла бы позволить избежать неблагоприятного исхода. Также истец может потребовать моральную компенсацию, если он испытывал нравственные страдания из-за наблюдения за состоянием родственника во время оказания последнему некачественной медпомощи или из-за осознания того, что близкого человека можно было бы спасти оказанием надлежащей медпомощи.
источник : Верховный суд РФ