У России возникли проблемы в транзите лекарств и сырья через Белоруссию. Ассоциации отечественных фармпроизводителей, куда входят 20 компаний, обратились за помощью в парламент Союзного государства, пишут "Ведомости".
Сбой с перевозкой наших препаратов связан с недавними изменениями в постановлении правительства Белоруссии: теперь проезд запрещен фурам, которые зарегистрированы в ЕC. То есть такой груз должен быть включен либо в госреестр республики, либо в Единый перечень зарегистрированных лекарств "Евразийского экономического союза". Между тем эксперты отмечают, что более половины зарубежной фармы ввозят в Россию через соседнюю республику.
Тем не менее все административные вопросы с Белоруссией можно быстро урегулировать, считает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.
Николай Беспалов - директор по развитию RNC Pharma
Ситуация, конечно, неприятная, но по большому счету это обычный рабочий момент каких-то несогласованностей между разными ведомствами. Если взяться, так сказать, за решение этой проблемы, ее можно решить очень быстро. Регуляторы российские с белорусскими могут эту проблему решить буквально за несколько дней. Другое дело, что этой проблемой нужно озадачиться, нужно определенная совещание провести, комиссии, возможно какие-то назначить и так далее. Я надеюсь, что этот вопрос решится в административном ключе, не придется какими-то глобальными заниматься изменениями с точки зрения логистических потоков. Беларусь – одно из ключевых направлений, транзит в Россию, заменить ее будет, по крайне мере быстро, достаточно сложно.
Кроме того, существуют и другие пути доставки лекарств в Россию, добавляет Николай Беспалов. Но там, по его словам, есть риск задержек и роста затрат для бизнеса.
Николай Беспалов - директор по развитию RNC Pharma
Через Прибалтику везут, через другие маршруты, через Турцию идут поставки и так далее. Организация других маршрутов поставок всегда сопряжена с определенными рисками. Это приводит к увеличению сроков, приводит к увеличению стоимости доставки. Плюс, есть определенные риски задержек в отношении отдельных лекарственных препаратов. Если мы говорим о препаратах, которые в перечне жизненно необходимых и важнейших, цены на эти препараты регулируются государством, они просто автоматически измениться не смогут. В случае роста себестоимости, затраты компании-производителя вырастут, они буду вынуждены эти затраты покрывать за счет собственной рентабельности. Все, что касается препаратов, которые в этот перечень не входят, соответственно, там вполне возможно, что цена повысится, касается это не всего ассортимента препаратов, которые в Россию ввозят. Глобально на рынке какого-то изменения цен мы не заметим.
Александр Саверский - президент Лиги защитников пациентов
К сожалению, проблема гораздо более системная, чем частная проблема, потому что лекарства стали пропадать, это не из-за санкций. Политика десяти лет привела к тому, что пропадают дешевые препараты, их перестают производить. Если в 2010 году препараты стоимостью меньше 50 рублей составляли 60% рынка, сейчас это 18%. Существенное падение сегмента, соответственно, серьезное подорожание. Сейчас упаковка в среднем стоит 300 рублей, лекарство становится предметом роскоши. В стране нет форм статотчетности о состоянии лекарственного обеспечения в субъектах Российской Федерации, таким образом, мы даже не знаем потребности населения в лекарствах, поэтому надо переходить на плановое управление, системно подходить.
В парламенте Белоруссии уже отреагировали на обращение Ассоциации российских фармпроизводителей и обещали найти решение.
источник : https://www.mosfm.com