В российских аптеках снова пропадают лекарства. Трудно найти популярные антибиотики «Амоксиклав», «Экоклав», «Панцеф», «Аугментин». Сообщается о проблемах с препаратами для людей с диабетом, онкологией, психиатрическими заболеваниями. Вынужденные оправдываться чиновники объяснили дефицит антибиотиков частичной мобилизацией и предложили регионам создать четырехмесячные запасы лекарств. Так что же происходит?
Сообщения о дефиците препаратов стали появляться месяц назад. Аптечные сети утверждали, что тот же «Амоксиклав» в последний раз поступал к ним еще в июне и, когда будут новые поставки, неизвестно. Столичные чиновники заявили, что никакой нехватки нет, но Минпромторг подтвердил дефицит антибиотиков широкого спектра, объяснив его обычным для осени всплеском инфекционных заболеваний, а также... частичной мобилизацией. То есть ажиотаж возник из-за советов мобилизованным покупать антибиотики в свои аптечки. Но что произошло с психиатрическими, онкологическими и некоторыми урологическими препаратами?
Глава Минздрава Михаил Мурашко признал, что есть задержки с поставками импортных препаратов. Никто от сотрудничества с Россией не отказывался, зарубежные фармкомпании по-прежнему поставляют свою продукцию в нашу страну, но проклятая логистика: А пока регионам поручили сформировать запас лекарств минимум на четыре месяца — чтобы перебоев не было и пациенты не страдали. Пообещали и российские аналоги — наши предприятия наращивают объемы производства.
Решение правильное, но всем ли оно поможет? Директор Ассоциации независимых аптек Виктория Преснякова отмечает: «Пополнение, о котором заявил Минздрав, касается медучреждений и препаратов, входящих в госзакупки. На розничный сегмент, который представляет 80% рынка, это не распространяется. Аптекам негде хранить запасы лекарств. Они напрямую зависят от дистрибьюторов и оптовиков».
А ведь немало пациентов, для которых промедление даже в пару дней может быть весьма критическим. Недаром россияне в соцопросах утверждают, что больше всего боятся нехватки импортных лекарств и медицинского оборудования. Что подтвердил ажиотажный спрос, когда за две мартовские недели наши граждане скупили месячный запас в аптеках. Санкции вроде бы не коснулись лекарств, но их импорт все же снизился из-за проблем с доставкой. Да и компоненты для большинства производимых у нас препаратов тоже поступают из-за границы.
По мнению президента Лиги защитников пациентов Александра Саверского, проблемы с доступностью препаратов вызваны прежде всего непрозрачной системой лекарственного обеспечения. По его словам, жалобы на нехватки в аптеках стали поступать еще в сентябре, а сегодня их стало больше. Обращаются люди с болезнью Паркинсона, онкологические пациенты. И в интернет-аптеках не удается найти ряд препаратов из перечня ЖНВЛП (жизненно необходимых и важных).
«Я проверил госреестр и обнаружил, что многих препаратов, которые люди ищут, там уже нет. Только за август — сентябрь из него исключены 55 торговых наименований. Значит, они не имеют права обращаться в РФ. Зачем же исключают эффективные и безопасные препараты?» — спрашивает Саверский.
А тут еще и самые дешевые препараты постепенно вымываются. Государство старается удержать цены на перечень ЖНВЛП, но компаниям невыгодно их производить, в результате препараты уходят с рынка. Если в 2010-м в России было 60% лекарств с ценой ниже 50 рублей, то сейчас их лишь 18%.
Дефицит многих лекарств эксперты объясняют еще и тем, что нет таких форм отчетности субъектов перед Минздравом. Есть реестр, но не все производители своевременно сообщают о приостановке производства. В результате государство не видит ситуацию. А мы все ходим как по минному полю, не зная, какое лекарство пропадет завтра. И набиваем домашние аптечки про запас...