Здравоохранение получит из всех бюджетов в 2023 году 6,17 трлн руб. При этом расходы федерального бюджета не преодолеют планку в 1% ВВП до 2025 года.
Президент России Владимир Путин подписал законы о федеральном бюджете и бюджете Федерального фонда ОМС (ФОМС) на 2023–2025 годы. После значительного увеличения финансовых вливаний в отрасль в 2020 году динамика расходов на отрасль в предстоящую трехлетку выглядит скромной.
По данным Счетной палаты, расходы из всех бюджетов бюджетной системы на здравоохранение составят в 2023 году 6,17 трлн руб. Из них свыше 1,5 трлн руб. запланировано в федеральном бюджете, включая 1,208 трлн руб. на госпрограмму «Развитие здравоохранения» и 311,7 млрд руб. – на нацпроект «Здравоохранение». Расходы ФОМС составят 3,2 трлн руб., региональные бюджеты профинансируют отрасль в следующем году в общем объеме 1,4 трлн руб.
Расходы ФОМС в 2023 году впервые превысят 3 трлн руб. Это на 14% больше в сравнении с текущим годом – 2,8 трлн руб. Увеличение в основном произойдет за счет увеличения объема субвенций бюджетам территориальных фондов на финансирование оказания медицинской помощи по программе ОМС на 11,6% – до 2,7 трлн руб.
По оценкам экономистов, расходы федерального бюджета на финансирование отрасли в структуре ВВП не превысят в 2023—2025 годы 0,9%, сообщал «МВ». Это меньше по сравнению с 1,12% в 2021 году и оцениваемому в текущем году показателю в 1,05%. В расходах консолидированного бюджета доля здравоохранения составит в 2023 году 4,9% к ВВП, увеличившись к 2022 году на 16% (4,5% ВВП), но дальше останется фактически на этом уровне.
Основными последствиями ужесточения бюджетных ограничений станут сокращение объема инфраструктурных проектов в рамках нацпроекта «Здравоохранение» и отказ от ряда ранее планируемых расширений государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, прежде всего в сегменте лекарственного обеспечения.
В зоне риска, по мнению экспертов РАНХиГС, находятся региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения и финансовое обеспечение помощи онкобольным в соответствии с клиническими рекомендациями, объемы финансирования которых сохранены на ранее утвержденном уровне при высокой вероятности роста потребности в средствах. При этом резкое удорожание оборудования и стройматериалов уже привело к нарушению графика сдачи объектов «первички» в 2021 году. Аналогичная проблема существует для базовой программы ОМС, темпы увеличения подушевого норматива финансового обеспечения которой, предусмотренные бюджетом ФОМС, второй год подряд не покрывают фактического уровня инфляции.
источник : https://medvestnik.ru