Запугивание смертями от COVID-19 оказалось не более эффективным, чем позитивные призывы носить маски и оставаться дома. При этом первый метод значительно повышал тревожность людей, выяснили ученые. Исследование опубликовано в научном журнале Affective Science.
Ученые опросили свыше 15 тыс. респондентов из 84 стран с апреля по сентябрь 2020 года. Пункты анкеты были основаны на рекомендациях ВОЗ, призывающих людей делать четыре вещи: как можно больше оставаться дома, избегать магазинов, использовать маски для лица и изолироваться в случае контакта с человеком, зараженным коронавирусом. Респондентам показывали таблички с разными стилями рекомендаций по поведению во время пандемии. Они формулировались так, чтобы подчеркнуть выгоды либо потери: «Носите маску. Спасайте жизни» или «Если вы не будете носить маску, это может привести к гибели людей» (и так по каждому из четырех пунктов). Затем отслеживалось поведение респондентов. |
Выяснилось, что оба типа сообщений — информирующие о рекомендациях по профилактике COVID-19 и запугивающие последствиями неследования им — одинаково не влияют на поведение людей. При этом информация о возможных смертях значительно увеличивала тревожность аудитории. Ученые отметили, что влияние тревоги на секрецию гормона стресса может усиливаться с возрастом, потенциально ставя пожилых людей, которые и так находятся в группе риска перед COVID-19, в еще более уязвимое положение.
Ранее на американском портале The Conversation профессор коммуникационных наук Джеймс Диллард заявлял: последние исследования показывают, что апелляция к страху работает для большинства людей. По его словам, необходимо, чтобы такое послание состояло из двух отдельных частей: первая должна описывать опасность, вторая — способ ее уменьшить. Ученый при этом признает, что апелляция к страху во время пандемии COVID-19 во многом не работала по причине дезинформации и преуменьшения угрозы в риторике ряда политиков.
Лада Шамардина
источник : https://medvestnik.ru