с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Кошелёк или жизнь?
13 Февраля 2023 г.

Можно ли купить здоровье – вопрос риторический. Человек, столкнувшийся с серьёзным заболеванием, готов выложить любые деньги за избавление от страшного диагноза. Чаще всего это касается онкологии. Как выяснила «Наша Версия», частные медицинские центры далеко не всегда соответствуют ожиданию пациентов от «западной» медицины.
 

Импорт толкает цены вверх

Рынок платных медицинских услуг, динамично развивавшийся все последние годы, показал существенный рост даже в 2022 году. По данным Росстата, оборот платных услуг населению России по итогам 2022 года вырос в сопоставимых ценах на 3,2% – до 12,6 трлн рублей. Наряду с ростом рынка и неизбежным подорожанием медицинских услуг число россиян, готовых платить за медицинскую помощь, сократилось – по данным «Росгосстраха», лишь каждому пятому больному в 2022 году хватало текущего дохода, чтобы оплачивать платные медицинские услуги сразу. 66% опрошенных сказали, что вынуждены откладывать деньги на проведение сложных медицинских процедур. Каждый пятый респондент (21%) признался, что готов отдавать за медицинские услуги не более 5 тыс. рублей в год. Лишь 11% опрошенных заявили, что могут платить медикам от 20 до 50 тыс. рублей в год.

Но вместе с введением санкций, снижением числа поставляемых лекарств и линейки медицинского оборудования люди не перестали болеть. Проведённый в июле 2022 года опрос сервиса Superjob показал, что россияне видят необходимость в увеличении господдержки медицинского сектора – более половины опрошенных считали, что одной из главных статей расходов российского бюджета должна стать медицина. Одновременно с этим, по данным «Росгосстраха», стоимость медицинских услуг за последний год выросла в среднем на 15%. Самый большой рост наблюдался в тех областях, где применяются импортные расходные материалы, считает замдиректора департамента методологии и андеррайтинга ДМС «Росгосстрах» Ольга Купцова.

Сегодня люди всё чаще предпочитают экономить на здоровье, оставляя деньги лишь на самые необходимые медицинские манипуляции. Одним из самых прибыльных и постоянных направлений остаётся сегмент онкологии – у одного из самых дорогих частных медицинских центров России, Emc, доля выручки от сегмента онкологии составляет 18%. Причём, несмотря на качественное лечение, для подавляющего большинства людей такие услуги остаются недостижимыми: ценообразование по направлению «онкология» в том же самом ЕМС обойдётся далеко не в 1 млн рублей.

Рынок врачей и медицинского персонала также сейчас находится в состоянии переформирования. По оценкам Минздрава, зафиксированный в большинстве регионов дефицит медработников составляет около 100 тыс. специалистов. Продолживший увеличиваться в 2021 году дефицит врачей в государственных медицинских учреждениях, по оценкам экспертов, был связан с «вторичной» конкуренцией за специалистов со стороны частных клиник. В итоге получить качественное медицинское обслуживание в государственных медцентрах в ряде случаев становится всё сложнее и сложнее, поэтому люди, несмотря на падение своих доходов, всё чаще обращаются к услугам платной медицины.

Пациент при страшном диагнозе готов почти на всё. Ведь для него личное здоровье – это уникальный ресурс. Для клиник – это статистика и позиционирование бренда. Порой менеджеры от медицины выстраивают своё дело довольно цинично, когда человеческое здоровье и жизнь – бизнес. А чем больше у клиники регалий, особенно иностранных, тем он прибыльнее.

Доморощенные иностранцы

Однако, как это ни парадоксально, институт платной медицины в нашей стране чувствует себя достаточно уверенно, а большинство медицинских центров и клиник с иностранными названиями продолжают работать в России и принимать пациентов. Как это возможно? Сказались ли санкции на качестве медицинских услуг, оказываемых известными частными «иностранными клиниками»? И какое лечение получают пациенты, доверяя своё здоровье медицинским учреждениям, позиционирующим себя как иностранные?

Автор текста решил остановиться на одной из самых молодых израильских клиник российского рынка платных медицинских услуг – Хадасса Медикал в Сколково, работающей с 2018 года. Первое, что бросается в глаза, – это прекрасная реклама в интернете и СМИ. Клиника позиционирует себя как центр израильской медицины в России, благодаря которому не нужно ехать за границу, чтобы получить качественное лечение, потому что приём ведут израильские и российские врачи с международным опытом работы. В клинике применяются препараты, не зарегистрированные в России. Судя по официальной информации, клиника работает всего в трёх странах – Израиле, России и на Украине, где её медицинский персонал весьма нелестно отзывается о россиянах.

Однако прямые параллели между украинской, израильской и московской клиниками Хадасса проводить точно не стоит: для некоторых читателей это, вероятно, станет открытием, но многие так называемые иностранные клиники, работающие в России, вообще не имеют никакого отношения к тем странам, которые есть в их названиях.

Например, сеть швейцарских университетских клиник связана со Швейцарией только тем, что врачи этой клиники раньше проходили стажировки в Швейцарии. Идентичная ситуация складывается вокруг Европейского медицинского центра и, конечно, Хадасса: подавляющее большинство врачей клиники – российские специалисты.

Согласно информации с сайтов с отзывами о врачах, средний опыт специалистов клиники составляет 10–12 лет. По сути, получается, это недавние выпускники медицинских вузов, которые только начинают свой профессиональный путь и ещё не обладают необходимой базой накопленных знаний для осуществления высокотехнологичных и сложных медицинских манипуляций. К примеру, приезд в Москву действительно выдающегося израильского нейрохирурга Шимона Рохкинда на четыре дня из Израиля подаётся как необычайное по местным меркам событие.

Отзывы пациентов Хадасса также демонстрируют серьёзный разброс мнений о деятельности медцентра и колеблются от восторженных до резко негативных. В первую очередь негативная обратная связь объясняется политикой навязывания дополнительных платных услуг. Есть в клинике, кстати, и такие врачи, которые обвинялись в вымогательстве и признали свою вину. Позитивные отзывы, безусловно, присутствуют – их гораздо больше, чем негатива. Однако в основном они касаются вежливости персонала, короткого времени ожидания приёма, а также качественно оказываемых стандартных манипуляций типа чек-апов, ПЦР-тестирования и других диагностических услуг. Есть даже позитивные отзывы о роботе, который измеряет давление.

Кого кормит онкология

Однако если речь идёт про более серьёзные процедуры, такие как диагностика онкологических заболеваний, то стоит признать, что в клинике, видимо, готовы делать упор на сложные случаи. Но на этом сложном деле всё идёт не так гладко. Так, некая Людмила Дюргерова пишет, что её мать, пациентка клиники, потеряла больше недели, пребывая в стационаре Хадасса, делая большое количество таких тестов, как УЗИ, МРТ. Судя по отзыву, у пациентки была самая тяжёлая стадия онкологического заболевания, и она умерла.

Удивление вызывает не тот факт, что пациент делал неделю не те, по мнению представителя пациента, анализы, и не то, что 4-я стадия рака считается терминальной с очень и очень высокой смертностью в любой клинике. Удивление вызывает то, что Хадасса на своих страницах в интернете делает отдельный акцент именно на помощь пациентам с самыми запущенными стадиями онкологии. Если верить одному из отзывов, онколог клиники Хадасса Мария Гринберг в 2022 году, по словам пациента, не заметила у него онкологическое заболевание. Наша редакция пыталась связаться с пациентом для уточнения деталей, но на момент выхода материала сделать это не удалось. Дефицит врачей в государственных медицинских учреждениях, по оценкам экспертов, был связан с «вторичной» конкуренцией за специалистов со стороны частных клиник На личном опыте Решив разобраться в ситуации досконально, редакция послала на приём в клинику абсолютно здорового молодого журналиста, который, по легенде, наблюдал у себя симптомы онкологического заболевания. Однако не так просто оказалось попасть на приём к онкологу: то ли время такого специалиста драгоценно, то ли наш «пациент» не был похож на солидного платёжеспособного клиента, готового расстаться с крупной суммой. В итоге, как ни просил наш «пациент» направить его сразу к онкологу, попал лишь на приём к неврологу за 8 тыс. рублей. На первичном осмотре, не найдя видимых симптомов, специалист клиники не рекомендовал проводить дорогостоящие обследования, по сути, предлагая себя «не накручивать». Возможно, легенду с новообразованием в позвоночнике мы отработали недостаточно чётко и выглядели неправдоподобно… Доктор ограничился для успокоения лишь назначением МРТ, причём порекомендовал сделать его в другой клинике, поскольку в Хадасса оно стоит «немножко дорого» (16 тыс. рублей). И действительно, поисковый запрос выдаёт гораздо более скромные цены на это исследование в целом ряде московских клиник – от 5 до 8 тыс. рублей, а по акционным предложениям (например, в ночное время) его и вовсе можно провести за вполне демократичные 4,5 тыс. рублей. Трудности выбора Надо отметить, что для клиники, которая находится за пределами МКАД, в труднодоступном месте, ценообразование действительно амбициозное. Меньше чем 10 тыс. за посещение клиники заплатить вряд ли получится – приём-консультация специалиста по разным направлениям стоит 7–8 тыс. рублей, к этому необходимо добавить анализ крови и другие тесты, обязательные для определения диагноза и разработки лечения. На сайтах-отзовиках многие пациенты выражают разочарование качеством дистанционного консультирования, расценивая его как поверхностное. При том, что стандартная телеконсультация зарубежным специалистом Хадасса стоит порядка 60 тыс. рублей. Также обращает на себя внимание большое количество диагностических программ и чек-апов по всем направлениям деятельности медицинского центра. Прайс-лист на исследовательские услуги занимает не менее трети от всего списка услуг медицинского центра. При этом самый «демократичный» мини-чек-ап, предусмотренный для мужчин до 40 лет, обойдётся «в какие-то» 21,6 тыс. рублей. Аналогичный чек-ап для женщин такого же возраста будет стоить 39 тыс. рублей. Чтобы оценить разброс цен, добавим, что за премиальный расширенный чек-ап и мужчине, и женщине придётся выложить 385 тыс. рублей. При том, что модное слово «чек-ап» (скрининг) означает комплексное диагностическое обследование организма. А проще говоря – диспансеризацию, которую можно пройти по некоторым анализам даже бесплатно (по полису ОМС) в любой поликлинике. Конечно, не сказать о позитивных сторонах медицинского центра было бы неправильно. В интернете без труда можно найти массу позитивных отзывов о правильно поставленных диагнозах по результатам УЗИ, о качественной работе травматологов без применения оперативного вмешательства. У пользователей вызывают позитивные отклики чек-апы для детей, вакцинация и проведение таких неприятных процедур, как колоноскопия. Разумеется, есть позитивные отзывы и по другим направлениям, однако в основном они касаются «лёгких» заболеваний.

 

Никита Иноземцев

 


источник :  https://versia.ru