История о том, как журналист «Вечерних ведомостей» Алевтина Трынова случайно узнала о серьезном диагнозе, который ей, оказывается, поставили еще в прошлом году, попыталась выяснить масштаб проблемы, а также понять, кому выгодны приписки несуществующих медуслуг.
В конце — информация о том, как узнать, какие именно медицинские услуги и за какие деньги вы получали. Или не получали.
Гипертонический сюрприз
В начале февраля я, пациент Алевтина Трынова, пришла на прием к врачу. Мы обсуждали разные неприятные штуки, которые могут со мной произойти, если я буду пренебрегать лечением своего основного заболевания — сахарного диабета и его многочисленных осложнений.
Например, проблемы с памятью.
— Что же вы, Алевтина, ведь для вашей профессии ухудшение памяти — это катастрофа. К тому же плюс ко всему — вот, у вас уже появилась гипертония и сердечное заболевание…
— Эм… Простите, что? Гипертония? Сердечное?
— Ну вот, вы были на приеме в своей поликлинике в прошлом ноябре, вам поставили диагноз «гипертония». И проблемы с сердцем, — говорит врач, глядя в монитор. Экран мне не видно, но я понимаю, что там некая единая информационная система, в которой врачи могут узнать всю историю моей пациентской жизни и болезни.
— Я не была на приеме в поликлинике в прошлом ноябре, — говорю уверенно.
— А вы точно это помните? Вы не могли… забыть? Подумайте.
«Газлайтинг 80-го уровня», думаю я.
— Я уверена на 146 процентов. Я бы запомнила такой серьезный диагноз. Но главное — я вообще-то по жизни гипотоник! Здесь какая-то ошибка.
Врач пожала плечами. Но на всякий случай назвала имя медработника, который написал мне диагноз, и даты приема в поликлинике.
Я решила отстоять честь своей памяти.
Вот справка
Очень интересная, но, к сожалению, мало востребованная пациентами штука есть на портале Госуслуг. Вы можете заказать выписку, в которой будут указаны все медицинские услуги, которыми вы пользовались за определенный период времени, и их стоимость. Там можно найти много любопытного.
Едва выйдя из кабинета врача, я заказала такую выписку в приложении Госуслуг на смартфоне. Отчет пришел спустя две минуты.
Оказалось, что в ноябре я не просто «была на приеме» в своей поликлинике при ГБУЗ СО ЦГКБ №6, а «была на приеме в отделении неотложной помощи», где врач эту неотложную помощь мне «оказал». Через неделю врач снова «осмотрел» меня на повторной консультации.
Диагноз и конкретные детали лечения в выписке не указываются (поэтому про гипертонию я могла узнать только от другого врача, у которого есть доступ к медицинским базам). Зато в выписке указана стоимость услуг. За первую — 787 рублей, за вторую — 370 рублей.
Да, сумма за год более чем скромная. Но сколько ещё таких (с «мёртвыми душами» сравнение будет не самым удачным) — пациентов с несуществующими приемами и диагнозами?
«Я лежала в реанимации с амнезией?»
Весь вечер редакция развлекалась с выписками. В нашем небольшом коллективе нашелся еще один пациент, которому в октябре 2020 года, оказывается, без его ведома «сделали прививку» в поликлинике УрФУ (70 рублей) и «осмотрели» на терапевтическом приеме (360 рублей).
Несколько человек с сахарным диабетом, с которыми я поговорила, сказали, что сталкивались с приписками хотя бы один раз или сталкиваются «периодически». Одна из девушек рассказала, что на приеме у врача случайно узнала о своей тяжелой реанимации, в которой она якобы пролежала в 2021 году (хотя при этом девушка в эти дни находилась дома с ковидом). «Врач спросила меня на приеме, как я себя чувствую после трех недель реанимации. А я растерялась: я что-то пропустила? Я лежала с амнезией?», — рассказала она. Также, по ее словам, в выписке с Госуслуг за 2021 год у нее числятся как минимум 6 несуществующих выездов врачей на дом.
Другая наша собеседница (женщина, которая часто посещает докторов) рассказала, что факты приписок не скрывают и сами врачи, но доступ к таким сакральным знаниям имеют не все пациенты. «Мне наша участковая говорила, что они хроникам приписывают посещения. Потому что хроников должны наблюдать, а они не успевают», — сказала собеседница, добавив, что явки в ее поликлинике приписывают только «надежным пациентам».
Это хроническое
Проблема — общероссийская. Хроническая. Но, судя по всему, подход к ее решению — симптоматический и неэффективный.
Время от времени в сети появляются жалобы жителей того или иного региона на врачебные приписки. Следом спешит проверка конкретной больницы, какого-нибудь врача лишают премии, поликлинику штрафуют и проблема на время забывается. Но, как вирус герпеса, остается с человеком до следующего рецидива.
Так, в 2015 году жители Москвы стали массово жаловаться в соцсетях на «липовые» медуслуги, которые они обнаружили у себя в медкартах. После этого министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова поручила Федеральному фонду ОМС провести проверку (в столичном отделении). В тот же день, 8 декабря, в Росздравнадзоре оперативно «заработал специальный ресурс, куда граждане из любого региона страны могут пожаловаться на приписки со стороны медперсонала». Позже в ведомстве отрапортовали, что только за первые сутки к ним поступило 33 жалобы: 27 из Москвы, 2 из Новосибирска и по одному обращению из Алтайского края, Московской области, Оренбурга и Санкт-Петербурга. «По каждому поступившему заявлению будут проведены контрольные мероприятия», — отчитались тогда в ведомстве. Но, судя по данным с сайта Росздравнадзора, такие отчеты не стали регулярными. Есть большие сомнения, что и этот «специальный ресурс» стал действенным инструментом обратной связи, потому что даже отыскать его на сайте ведомства непросто.
Новый всплеск негодования пациентов был в 2018 году — в Тамбовской области (во время прямой линии губернатора) и Воронежской (там только в октябре ТФОМС получил более 60 жалоб на недостоверные сведения о медпомощи). Провели проверки. Забыли.
В Екатеринбурге массовый интерес к несуществующим медуслугам возник в 2019 году. Тогда Дмитрий Ионин (на тот момент депутат Госдумы) написал в соцсетях о том, как, судя по документам, 17 раз «сходил» на приемы в горбольницу №6, «прошел» и вакцинацию, и диспансеризацию, хотя на самом деле в эти дни находился в другом городе. Это «лечение» помогло освоить больнице 4 535 рублей, писал Ионин. После в соцсетях люди стали массово проверять свои данные с сайта ТФОМС и нашли там много увлекательного.
Но вот настал 2023 год. И журналисты снова задают одни и те же вопросы тем, кто давно должен навести в этой системе порядок.
Раздвоение личности
Одно уточнение. «Вечерние ведомости» направили официальные запросы в компетентные органы на примере ситуации, с которой столкнулась журналист Трынова. Но в ведомствах нам не стали рассказывать детали, потому что это касается персональных данных пациента Трыновой. В ответе Минздрава напомнили о врачебной тайне и письменном согласии пациента (добавив без подробностей, что «разбор данного случая в министерстве проведен»).
Поэтому: пациент Трынова дала официальное согласие журналисту Трыновой на обработку своих данных и поговорила с ответственными людьми именно в качестве пациента. А потом пациент Трынова передала журналисту Трыновой, о чем ей рассказали ответственные люди. (Нет, у психиатра я еще не была. Или стоит внимательнее изучить выписку?)
Ошибка молодости
Из-за нестабильно работающей системы контроля страдают (и будут страдать) не только пациенты, но и другие «маленькие люди». Например, молодые врачи, на которых можно повесить груз ответственности и списать все на «ошибку молодости».
В руководстве больницы пациенту Трыновой рассказали, что после жалобы на ее внезапно диагностированную гипертонию в медучреждении провели проверку.
Так, представитель администрации назвала две основные причины сбоя.
1. Молодой неопытный доктор, которая недавно пришла на работу в поликлинику. «Думаю, что доктор просто ошиблась, о чем она и написала в объяснительной. Это всё с учётом молодости и отсутствия стажа… Она безусловно будет лишена стимулирующих выплат, поскольку это неправильное обращение с документами», — примерно так сказала врач пациенту Трыновой, добавив несколько критических слов о системе обучения, при которой молодые специалисты идут работать в поликлинику «из-под палки».
2. «Система МИР — это катастрофа». В администрации критикуют АИС «Медицинская интегрированная регистратура» (МИР), которая, как говорят врачи, работает со сбоями. «Когда электронная система висит, доктора записывают данные на листочке от руки, а потом задним числом эти данные вносятся в систему», — жалуются врачи.
В руководстве поликлиники говорят, что ошибки «периодически имеют место», особенно если у пациентов похожи номера карт или ФИО. Может быть, где-то в Екатеринбурге страдает от гипертонии вторая Алевтина Трынова.
«МИР несовершенен»
Другой представитель администрации больницы (рангом повыше), с которым пациент встретилась в другое время и в другом месте, практически слово в слово назвал те же причины сбоя: молодость и МИР.
Молодого врача, по его словам, «будут наблюдать и проверять». А вот с МИРом сложнее.
«Информационная система МИР очень плохо работает, это все знают. Она очень часто дает сбои. Поэтому врачи вынуждены после работы, в свое личное время, заводить туда данные пациентов. То есть существуют объективные причины, по которым возможны ошибки», — в свою очередь пожаловался сотрудник больницы.
Эти объективные причины, судя по всему, скоро будут устранены. Врачи говорят, что уже в этом году их обещают перевести на ЕЦП — «Единую цифровую платформу», на которую они возлагают надежды.
Впрочем, надежды возлагали и на МИР. «Автоматизированная информационная система «Медицинская интегрированная регистратура» (АИС «МИР») предназначена для улучшения качества и доступности медицинской помощи населению на основе создания единого информационного пространства», — говорится на сайте ГБУ СО «Оператор электронного правительства», которое осуществляет техподдержку медицинских информационных систем. Решение о разработке МИРа было принято в 2009 году, с 2010-го систему начали постепенно внедрять в медучреждения города (то есть работает она уже давно). Обслуживание этой системы, судя по данным с сайта госзакупок, совсем не дешевое (в сравнении с другими контрактами «Оператора электронного правительства»). Например, в прошлом году цена контракта на оказание услуг по обновлению АИС «Медицинская интегрированная регистратура» составила 18 553 333,30 рублей, а сумма контракта на «услуги по сопровождению» АИС «МИР» — 13 775 000,00 рублей.
К слову о ЕЦП — цена контракта на услуги по обновлению программного обеспечения «Единой цифровой платформы» (которую так ждут врачи) в прошлом году составила 106 000 000,00 рублей.
«Медпомощь не навязывают»
Тогда — зачем?
Наш собеседник отрицает, что у больниц есть «планы по валу», за которыми они гонятся. Нет, к примеру, плана по охвату диабетиков, который должно выполнить медучреждение, чтобы не быть наказанным (например, в рамках какой-нибудь федеральной программы по борьбе с диабетом). Между тем, сотрудница одной из поликлиник сказала нам, что «неофициальный» план по приему пациентов все-таки существует и «если его не выполнить — лишат премии». Назвать свое имя и номер поликлиники она отказалась, поэтому проверить эти данные мы не смогли.
Единственный план, существование которого наш собеседник из администрации все-таки подтвердил, — это план по диспансеризации. И если он не будет выполнен, то, например, главврач может быть наказан «в части стимулирующей части зарплаты».
— Но ведь медпомощь оказывают, а не навязывают, верно? Если люди не хотят проходить диспансеризацию, мы же не можем тащить их силой?..— задается вопросом врач, отмечая, что пациенты в последнее время не хотят ни вакцинации, ни ревакцинации, ни диспансеризации.
Напомним, еще несколько лет назад в регионах была настоящая гонка в рамках диспансеризации населения. Так, в 2015 году на круглом столе в Госдуме называли, какие регионы молодцы, а какие — аутсайдеры ( то есть еле дотянули до 50% от плана). На том же круглом столе Росздравнадзор отчитался о массовых проверках и санкциях (147 проверок, 66 предписаний, девять протоколов). Среди нарушений тогда были выявлены в том числе приписки о прохождении диспансеризации в нескольких регионах. Сообщалось, что «в отношении нарушителей были применены финансовые санкции».
— А может ли такое случиться, что другой врач на основании моей несуществующей гипертонии и болезни сердца, о которых он узнает из базы, примет неправильное решение о моем лечении? А я, например, лежу без сознания в диабетической коме и не могу объяснить про ошибки МИРа... Это уже криминал?
Мой собеседник порассуждал о профессионализме врача, который «примет профессиональное решение в любой ситуации», но, увы, по существу на вопрос так и не ответил…
Мы направили еще один редакционный запрос — в ТФОМС, чтобы попытаться понять, есть ли эффективное средство от этой системной хронической болезни.
Или она, как и коррупция, пока лечению не поддается.
Аля Трынова
источник : https://veved.ru