Что изменится и как сильно новые правила отразятся на обычных пациентах?
Об этом мы побеседовали с президентом «Лиги пациентов» Александром Саверским.
«АиФ»: - С 1 января 2013 года нас ждут новые правила оказания медицинских услуг. Что же изменится?
Александр Саверский: - На самом деле ничего особенного не произойдет. Поначалу никто ничего не почувствует. Единственное, что меня серьезно беспокоит – это норма, связанная с тем, что самостоятельное обращение к специалисту, то есть, минуя терапевта, может оказаться платным. Очень хочется верить, что разработчики не до конца поняли, что же они написали, то есть написано именно так, как я говорю. Любое обращение, минуя терапевта, к психиатру, к стоматологу, может расцениваться так, что с вас будут брать деньги.
«АиФ»: - Это означает, что к терапевту выстроятся огромные очереди…
А.С.: - Они у нас и сейчас уже такие. Расценивать эту меру можно только как очередное выдавливание, теперь уже на государственном уровне, человека из бесплатной в платную систему здравоохранения. Слава Богу, остается Конституция, в которой написано, что в государственных и муниципальных учреждениях помощь гражданам оказывается бесплатно, а поскольку у нас Конституция все-таки основной закон, то можно, как только с вас пытаются взять деньги, прийти к прокурору и пожаловаться.
«АиФ»: - Но если человек сильно болен и еле стоит на ногах, то ему будет не до того, чтобы бежать и жаловаться, лишь бы вылечили…
А.С.: - Будут бежать жаловаться те, у кого денег нет. А так платная медицина у нас и существует, она же паразитирует на недостатках бесплатной медицины. Хорошо бы бесплатная нормально работала, оплаченная за счет наших налогов. А выходит, что мы такие богатые, что позволяем себе две медицины сразу: одну, которой мы не пользуемся (не буду стоять в очередях, тех самых, которые специально создаются), а пойду еще за одну заплачу. Получается, что мы – очень богатые люди. Надо все-таки порядок с бесплатной медициной навести, потому что платная медицина – это не путь.
«Человек боится и не знает»
«АиФ»: - Когда я прочитала этот документ, так и не поняла, а кто устанавливает стоимость услуг? Вы разобрались с этим моментом?
А.С.: - Стоимость устанавливает собственник. То есть исполнительная власть субъекта Федерации определяет ценовую политику. В Московской области два года назад, сейчас не знаю, существовал приказ по платным услугам государственных и муниципальных медицинских учреждений, где был перечень, мы не поленились посчитать, из 4000 видов медицинских услуг. Вот ответ!
Поэтому сентенции Минздрава по поводу того, что у нас есть стандарты, у нас есть бесплатная медицина, ничего не значат. Если вы можете продать стандарт частично, как пишется в том же Постановлении или законе, вы что, можете частично вылечить пневмонию? Что такое дополнительные услуги?
Это все лицемерие и ложь в чистом виде. В 1996 году было принято Постановление № 27, где написано, что платно оказываются услуги дополнительно к бесплатному перечню? Что такое дополнительные услуги? Медицинская помощь по определению достаточна. Если она недостаточна, то сами себе ее окажите, а потом на нас экспериментируйте. А если она дополнительная, уже как бы сверх достаточной, то это опасно, потому что любое медицинское вмешательство, любая таблетка, операция – это опасно.
Получается, что никакой дополнительной помощи быть не может. Все делается для того, чтобы создать игольное ушко, в которое может пройти верблюд.
Почему я в принципе против платной медицины? В медицине царит страх человека перед болезнью и человек готов заплатить любые деньги, лишь бы выжить, или выздоровел кто-то из близких. Плюс к этому, человек не знает на самом деле, что с ним, как это лечится и какие есть альтернативные способы. То есть два фантастически удобных для капитализма фактора – человек боится и не знает. С этим человеком можно делать все, что угодно. Плюс человек попадает в зависимость от этой системы – приполз уже к врачу, куда ж еще ползти, лечите меня. Проблема еще в том, что ползти дальше ты уже не можешь, потому что система так устроена. Если это все поместить в агрессию частного капитала, который еще и конкурирует между собой, то мы получаем совершенно гремучую смесь, которая раскручиваем маховик стоимости медицины в безумных масштабах.
Я задал такой вопрос одному умному врачу, он доктор медицинских наук и занимается доказательной медициной. Я его спросил, как отличить влияние факторов на здоровье населения таблеток от туберкулеза и изменения образа жизни, то есть то, что мы живем в отдельных квартирах, моем руки, за последние 100 лет? Он мне ответил, что если посчитать падение заболевших в 18-19 веке, когда начало создаваться отдельное жилье, водопроводы появились, то это будут изменения в разы, а если таблетки, то в процентах.
Если вы посмотрите сейчас на детскую заболеваемость, которая в родах происходит, то увидите, что в регионах-донорах (богатые регионы) заболеваемость намного ниже, чем в регионах бедных.
Как у меня один приятель спросил: «Знаешь, в чем успех кремлевской медицины? В социальном статусе ее клиентов, просто эти люди едят другую еду, живут в другом жилье и так далее». Вот практически и весь секрет.
Социальный разрыв
«АиФ»: - Введение платных медицинских услуг будет способствовать большому социальному разрыву? Хотя указано, что не должно быть разницы между теми, кто платит, и теми, кто лечится бесплатно?
А.С.: - Конечно, будет. Удобно ответить на ваш вопрос историей развития финансов в сфере здравоохранения, о том, как все происходило.
В средние века, это все знают, человек платил сам. Больной несет врачу курицу, яйца, что-то еще, и платит таким образом за себя. Со временем стало понятно, что это неправильно, больной сам за себя заплатить не может, кто-то за него должен заплатить. Это основа финансирования здравоохранения – кто-то за больного должен заплатить, он сам долго за себя платить не может, он отдаст последнее, это последнее кончится и кто-то должен будет платить дальше или он умрет. Так возникли больничные кассы на предприятиях, фабриках, при ремесленных мастерских. Потом из них появились страховые компании, а потом государство взяло на себя функцию страховщика и на самом деле является высшей степенью развития финансирования системы здравоохранения, потому что государство осуществляет функции этого страховщика. Оно у нас было в Советском Союзе.
Советский Союз был на 22 месте в рейтинге ВОЗ. При этом огромная территория не мешала этому. А сейчас мы хотим вернуться в средние века? Каждый сам за себя опять? Не получится так. Люди, которые это поддерживают, часть либеральной демократии, которая говорит, что у них есть деньги и они лучше заплатят. Это они так рассуждают, пока у них деньги есть, но что делать, когда они заболеют и денег у них не будет? Об этой проблеме знает та огромная часть населения, которая нередко болеет. Ей эта платная медицина точно не нужна, им ее просто не потянуть.
источник : www.aif.ru