В Лигу пациентов и СМИ обратилась женщина, родившая ребенка дома. Алена Н. из Перми не наблюдалась по беременности у врача. Свидетельство о рождении ребенка оформили, а вот при попытке получить больничный лист после родов женщине отказали: "факт беременности не установлен медучреждениями".
Рождение ребенка у Алёны Н. обернулась настоящим детективом. Точно не известно, по каким причинам женщина решила рожать дома, а до этого не встала на учет у врачей. К этому можно относиться по-разному, но факт остается фактом: в нашей стране все большую популярность приобретают домашние роды. То есть роды, которые произошли вне стационара, на дому.
Чаще всего домашние роды выбирают женщины, которые неудачно родили своего первого ребенка в обычном роддоме или наслышаны от подруг и знакомых о негативных историях про родильные дома. Некоторые женщины действительно уверены, что дома их роды пройдут более легко и спокойно, чем в стенах роддома. Психологический комфорт для роженицы порой оказывается важнее, чем здоровье ее будущего ребенка. Да и не секрет, что любые роды – это чаще всего коммерческие договоренности с врачами, проще говоря – деньги. Бесплатные роды в роддоме – это сегодня скорее анахронизм. Но врачи настаивают на том, что родов вне больницы быть не может. И беременности без врачей – тоже.
«О каком листе временной нетрудоспособности может в данном случае идти речь? Он выдаётся значительно раньше родов, по закону, на основании факта установления беременности, после осмотра врача, УЗИ и т.д. Кто установил факт беременности и когда сделана официальная запись? Где документы по ведению родов, где документы неонатолога на ребенка? То есть любая пришедшая дама может требовать оплатить ей лист временной нетрудоспособности только на основании её слов? Это где вы такое видели в законодательстве? Женщине очевидно следует обратиться в следственные органы и доказать, что у неё была беременность и это её ребенок. Мне кажется, что ей отказали вполне законно», - считает руководитель департамента по организации медицинской помощи в компании "Стройгазмонтаж" Александр Жолудев.
В ответе главврача больницы ГБУЗ ПК «ГБ №6» Перми говорится: "За время беременности и родов ни разу не был установлен факт беременности, родов и послеродового периода".
Смешно, правда? Ребенок есть, свидетельство о его рождении есть, а беременности не было. Потому что врач не выписал справку.
Алена Юрьевна утверждает, что она даже сохранила в холодильнике плаценту, многие видели ее беременной, она готова предоставить все факты, подтверждающие ее беременность, но ответом ей – одни отказы.
«Никто этому главному врачу не давал права устанавливать факты (тоже мне, пуп земли). Таким образом, речь идет, как минимум, о превышении должностных полномочий, а так-то и за клевету можно ответить - ведь врач фактически обвиняет женщину в краже ребенка», - считает юрист, руководитель Лиги защиты пациентов Александр Саверский. По его словам, в этой коллизии замешана система соцстрахования. Очевидна также конкуренция медучреждений за право принимать роды, которые в наше время далеко не бесплатные в большинстве случаев.
«Этот случай заставляет задуматься о правовой системе ведения и принятия родов. И, кстати, как тут быть с системой Экстракорпорального оплодотворения, при котором суррогатная мать априори считается единственной матерью, родившей ребенка до оформления соответствующих документов о передаче ребенка биологическим родителям? Кто в этом случае должен получать отпуск по беременности и уходу за ребенком?»- задается вопросом юрист Александр Саверский.
Случай с Аленой Н., если разобраться, действительно серьезный прецедент. Роженицам в России приходится непросто. В отдаленных регионах ехать в роддом порой по 200-300 км, а выписывать из роддома скоро будут через 24 часа, как в Европе. Какой смысл в таких "больничных" родах?
Недавно Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР) опубликовал доклад о состоянии родовспоможения в период 1990-2021 гг. "Тяжелые роды: к чему приводит оптимизация российских роддомов". Цифры приводятся нерадостные. Оказалось, что акушерско-гинекологическая сеть в России за последние четверть века скукожилась до уровня Великой Отечественной войны. Так, если в 1990 году в РСФСР функционировало 122,7 тысячи больничных коек для беременных женщин и рожениц, то в 2015 году их число составило 69,4 тысячи. К тому же под программу оптимизации попали и фельдшерско-акушерские пункты - к 2015 году их осталось в стране 34,3 тысячи, примерно как в 1945 году (тогда их в РСФСР было 31,4 тысячи). За последние годы цифры и вовсе не приводятся.
Так что для начала роженицам надо обеспечить доступные и комфортные роды, а уже потом спрашивать по всей строгости, почему они не доехали за сотни километров с риском для здоровья ребенка до ФАПа за справкой.
Ирина Мишина
источник : https://newizv.ru