Тематические изменения вносятся в Кодекс об административных нарушениях (КоАП). Если закон примут, нормы вступят в силу уже с 1 сентября 2023 года.
Персональную ответственность для чиновников минздравов, депздравов и комитетов по здравоохранению могут ввести как за недостоверные сведения, так и за срыв сроков передачи данных в ЕГИСЗ. Санкции будут применять к чиновникам, ответственным за наполнение системы. Законопроект предполагает, что за первое нарушение положен штраф в размере 25 тысяч рублей, за повторное – 30 тысяч рублей и отстранение от работы на срок до года.
Контролировать своевременное и точное предоставление статистики будет Росздравнадзор. Параллельный тематический законопроект также внесен правительством в Госдуму 27 мая. Изменения предлагают внести в 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Проверяющие получат полномочия составлять протоколы о нарушениях, а определять наказание для чиновника будет суд.
«Создание механизмов контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации сведений в Единую систему, используемых в геоинформационной подсистеме, позволит повысить достоверность отображения на геоинформационной карте сведений о ресурсах здравоохранения и обеспечит проведение анализа доступности медицинской помощи с учетом территориального размещения подразделений медицинских организаций, видов и профилей оказываемой ими медицинской помощи, а также проведение анализа оснащенности медицинских организаций с целью принятия управленческих решений», – уточняется в пояснительной записке к законопроекту.
Руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова подтвердила, что в таких системах учета нередко появляются некорректные данные. Это случается не из-за недоработок в системе сбора, а, по мнению Улумбековой, из-за стремления региональных чиновников «похвастать статистикой».
«В одном из субъектов, согласно данным официальной статистики, с 2012 по 2017 год на 30% снизилась смертность от онкозаболеваний, а от болезней системы кровообращения – на 40%. При этом за тот же период по классу «прочие болезни» она выросла в четыре раза. Дело в том, что на тот момент по нацпроекту «Здравоохранение» была поставлена задача бороться с онко- и сердечно-сосудистыми заболеваниями. По показателям, к которым было пристальное внимание, чиновники нарисовали снижение и компенсировали это ростом по остальным болезням», – отметила Улумбекова.
По ее мнению, кроме введения ответственности, Минздраву следует обратить внимание также на совершенствование самой системы сбора информации. На данный момент учетных форм в медучреждениях насчитывается более 600, еще 40 форм относятся к государственной статистической отчетности. «Некоторые данные в этих формах дублируются, некоторые не согласуются», – указывает Улумбекова.
Первоначальный проект поправок в КоАП представлен Минздравом еще в июне 2020 года, он предполагал ответственность как для чиновников исполнительной власти регионов, так и для должностных лиц медорганизаций. В декабре 2020 года из проекта новой статьи исключили упоминание врачей и руководителей медорганизаций, а санкция за нарушение установлена в размере 10–20 тысяч рублей.
Еще одно предложение о внедрении наказания для региональных чиновников, ответственных за наполнение ЕГИСЗ, озвучено в июне 2022 года. Предполагалось, что изменения вступят в силу уже в сентябре того же года, однако тогда законопроект принят не был.
Мария Никишина
источник : https://vademec.ru