Обращаться в коммерческие медицинские организации мы стали чаще. В районных поликлиниках очереди и к специалистам, и на обследование. А какие-то медуслуги большинству граждан доступны только за деньги (например, зубопротезирование, коррекция зрения или косметология). Регистратуры платных клиник напоминают больше рецепцию отелей или приемную директора солидного производства – вежливые, внимательные, отзывчивые сотрудницы. Отведут на консультацию к врачу и на анализы, дадут с собой результаты обследования – конечно, всё через кассу и обязательно через договор об оказании медицинских услуг. А кто-нибудь его когда-нибудь читал?
Подписываем не глядя
Обычно мы, пациенты, подписываем все предложенные бумаги не глядя – уже назначено время приема у врача, и вчитываться некогда. Я наблюдала однажды в одной стоматологической клинике, как пациент все-таки стал задавать вопросы: мол, а где здесь в договоре прописана ваша ответственность? Вдруг пломба выпадет или начнется воспаление – мало ли? Сотрудники на это ничего не смогли ответить и предложили лишь обратиться в юридический отдел.
Но заданный вопрос был не праздный: разве редки случаи, когда здоровье пациента ухудшилось после некачественного оказания медицинской услуги? При случае обратите внимание: ответственность клиники за негативные последствия, как правило, нигде в договорах не прописывается.
Можем ли мы вносить в предложенные документы изменения и на что нужно обращать внимание прежде всего? На эти вопросы «РК» попросил ответить Михаила Денисова – опытного юриста, которому в качестве руководителя общественной организации часто приходилось заниматься защитой прав пациентов.
– Договор всё-таки надо читать. Это первый шаг к качественному лечению. Готовность пациента подписать бумаги без ознакомления, мягко говоря, расслабляет медицинских работников. При этом надо помнить, что платные услуги могут оказывать не только частные клиники, но и государственные и муниципальные медучреждения. Договор всегда подписывается в двух экземплярах. Цены на медуслуги указаны в прейскуранте, вывешенном на видном месте. Договор не может быть основанием для отступления от Порядка оказания медицинской помощи. Порядки утверждаются Минздравом РФ по каждому заболеванию или состоянию и находятся в общем доступе. Поэтому, если вы после получения медицинской услуги обнаружили, что она оказана не в полном объеме (то есть с отступлением от Порядка оказания медицинской помощи), то это повод для жалобы на некачественную медицинскую помощь.
Перед тем как подписать договор, вы должны понять, как вас будут лечить (обследовать, реабилитировать). Врач должен рассказать о возможных последствиях и других существующих вариантах лечения (обследования, реабилитации). Этот процесс завершается подписанием информированного добровольного согласия (ИДС).
Если вам ничего не объяснили и не рассказали по вашему случаю, вы вправе ничего не подписывать до тех пор, пока лечащий врач не проговорит с вами все вопросы, необходимые для дачи ИДС.
Важно помнить, что ИДС оформляется на каждое медицинское вмешательство (а не на лечение в целом, которое может состоять из многочисленных процедур, неоднократной сдачи анализов и прохождения дополнительного обследования).
Не ищите врагов среди медработников
– Михаил Юрьевич, а как можно изменить условия договора, если пациент видит в этом необходимость?
– Как правило, в учреждениях здравоохранения пользуются типовыми договорами и редко идут на то, чтобы вносить какие-то изменения. Но если ваши пожелания укладываются в Порядок оказания медицинской помощи и соответствуют Положению об организации оказания медицинской помощи (а такие положения утверждаются Минздравом для всех видов медицинской помощи – первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной, паллиативной), то у вас есть шанс на успех. В любом случае надо находить компромисс и общаться в максимально доброжелательной манере – не стоит искать врагов среди медицинских работников.
Само не пройдет
– Ну а все-таки, что делать, если услуга оказана некачественно?
– В том случае когда пациент почувствовал ухудшение состояния, он вправе попросить прекращения услуги. Если же стало хуже через некоторое время после оказания медицинской помощи, существует несколько вариантов: обратиться к тому же специалисту с жалобами на состояние здоровья; если состояние требует неотложной или экстренной помощи – вызвать скорую. Есть еще вариант – подождать, когда само пройдет, но, как вы понимаете, это неправильно. Необходимо документирование самого факта ухудшения состояния после медицинского вмешательства.
Кстати, жаловаться на некачественное оказание медицинской помощи можно на разных уровнях: заведующему отделением, руководителю учреждения, в страховую медицинскую организацию, Росздравнадзор, в прокуратуру и в суд. Всё зависит от характера дефекта оказания медицинской помощи: при банальной грубости врача можно ограничиться заведующим отделением, а вот при ошибке, вызвавшей инвалидность, без суда не обойтись.
– Как правильно сформулировать претензию и какие нужно собирать документы?
– Если претензия касается деонтологических нарушений (правил взаимоотношений медицинского работника с пациентом), то она составляется в произвольной форме в адрес руководства учреждения или департамента здравоохранения. Если претензия о вреде здоровью, то пишется жалоба, обращение в страховую медицинскую организацию, Росздравнадзор для проведения объективной проверки специалистами. И в том случае, если контролирующие организации установят факт отступления от стандартов оказания медицинской помощи, можно обращаться в правоохранительные органы или суд для привлечения организации или частного врача к ответственности в соответствии с тяжестью вреда здоровью. В этом случае помогут юристы, занимающиеся медицинским правом, так как самостоятельно выйти из конфликта с системой здравоохранения победителем очень трудно.
***
Если вы обратились в государственное учреждение здравоохранения, все медицинские услуги в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (она должна быть доступна пациентам в каждом учреждении) должны оказываться безвозмездно и в полном соответствии с Порядками оказания медицинской помощи. Если вы обратились в частную клинику, у которой есть договор с Фондом обязательного медицинского страхования, и у вас есть полис, то все медицинские услуги в рамках указанной программы вам также окажут без взимания платы. Если по каким-то причинам с вас всё-таки взяли деньги за эти услуги, можно обратиться в надзорный орган по этому факту и деньги вам вернут. Если же вы хотите получить медицинские услуги, не предусмотренные Порядком оказания медицинской помощи в вашем случае, то взимание платы государственным или муниципальным учреждением будет вполне законно.