«Кого мы обманываем? Мы берём деньги, отдаём Фонду обязательного медицинского страхования, дальше подключаем как бы страховые компании. Это просто прокладки по перекачиванию денег граждан, а какая эффективность страховой компании? Да никакой. Это конторки, которые просто собирают деньги и перечисляют со счёта на счёт больниц, и вы называете это эффективной системой?»
Председатель Совфеда грозила поручить комитету по соцполитике «отдельно серьёзно заняться этой темой». Потому что — цитата — «зачем вообще эти фонды мы насоздавали», надо «напрямую из федерального бюджета, из регионального бюджета (выделять средства медучреждениям. — Авт.). По-честному, прозрачно».
После того заседания идёт шестой год. Предвижу вопрос: «Почему к врачам порой невозможно записаться, а они планы на приписках делают?» Спрашивала я педиатра Ольгу.
— На одного педиатра в моей поликлинике приходилось порядка 1 тысячи детей, — говорит она. — На приёме сидим три часа, остальные 4,5 часа рабочего времени ездим по вызовам на дом. Время приёма одного пациента для педиатров — 15 минут. То есть за три часа в среднем 12. Но с кем-то занимаешься дольше. А план закрывать надо! И если летом его невозможно добрать, потому что мало детей, то зимой их много, однако времени на всех не хватает. Но в любом случае выход врач видит в приписках.
Тут может быть ещё одна причина. Если поликлиника предъявит в ТФОМС счета с перевыполненным «распределённым объёмом помощи» и перерасходом лимита финансов, то разницу ей могут не оплатить. А зачем тратить энергию и кого-то лечить задаром?
В ТЕМУ
Как контролёры ищут приписки?
Каждый месяц поликлиника (больница) направляет две заявки: в страховую — на аванс на предстоящий месяц, в ТФОМС — со счетами за оказанные медуслуги за предыдущий отчётный. Порядок контроля медпомощи утверждён приказом Минздрава 231н от 19 марта 2021-го. Первый уровень — медико-экономический контроль. Через этот фильтр выставленные поликлиникой (больницей) счета пропускают в ТФОМС: тут бюрократия — смотрят правильность оформления, соответствие услуги установленному на неё тарифу и т. д. Счета с нарушениями отклоняются. Результаты контроля со своими подозрениями фонд направляет в страховую для медико-экономической экспертизы (второй уровень), чтобы выяснить фактические сроки лечения, его соответствие стандартам… И в том числе — а было ли оно вообще. Но тут проблемы. Через экспертизу проходят далеко не все счета: по поликлиникам, например, установленный минимум… 0,5%.
— А определить, как вы говорите, «приписку» без жалобы самого пациента практически невозможно, — признают и в ТФОМС, и в страховых компаниях.
Термина «приписки» в законодательстве нет. Есть нарушение с кодовым названием «непредставление медицинской документации, подтверждающей факт оказания медпомощи». Но здесь лазейка: вспомните рассказ педиатра Ольги о «вырвать листы из карты». Штрафов за приписки нет. Если поликлинику (больницу) подловят, она вернёт лишь то, что получила за липу. Редакция «МОЁ!» спросила в ТФОМС, сигналят ли они правоохранителям. Нам не ответили.
КСТАТИ
В марте 2017-го в Нижнем Тагиле за приписку по диспансеризации осудили фельдшера Наталью Николаеву. По статьям о мошенничестве и служебном подлоге её оштрафовали на 10 тысяч рублей, однако сразу амнистировали в честь 70-летия Победы. По версии следствия, Николаева заработала на липовой карте премию в 100 рублей.
Жительнице Петербурга в электронную медкарту вписали диагноз «бубонная чума». После того как она устроила скандал с привлечением журналистов, его убрали, объяснив «технической ошибкой».
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
«Может быть и уголовная статья»
Адвокат Евгений Ермилов:
— Мы с женой тоже сталкивались с приписками. Жаловаться нужно. Во-первых, в ТФОМС, как орган, распределяющий деньги. Во-вторых, в прокуратуру и полицию. Потенциально в таких случаях есть и признаки уголовно наказуемого деяния: как минимум служебного подлога в целях получения дополнительного финансирования, как максимум — мошенничества. Но надо доказать именно факт и цель хищения, что незаконно полученные деньги неправомерно обращены в собственность группы врачей или административных работников. Даже если показатели посещаемости пациентов завышаются для улучшения статистики, это не извиняет незаконного использования средств ОМС. В идеале обращаться в правоохранительные органы должен ТФОМС — именно он в этой ситуации «потерпевший», потому что деньги его.
Если приписку внесут не только в документы для оплаты страховой, но и в медицинскую карту и это в дальнейшем подтвердят следствие и суд — пациент сможет взыскать с медорганизации моральный вред.