Национальная медицинская палата встревожена качеством переподготовки врачей. По мнению членов палаты, новые специальности медики получают без прохождения должного обучения, в связи с чем их дипломы зачастую не стоит признавать всерьёз. Более того, в ряде случаев документ о переобучении можно просто купить, вообще не проходя учебного курса.
Тревога палаты понятна, ведь речь идёт о врачебных специальностях, которые требуют особых знаний и где ценой ошибки может являться жизнь пациента, – анестезиолога-реаниматолога, травматолога-ортопеда и хирурга. Проблема возникла после того, как в декабре прошлого года правительство с подачи Минздрава упростило правила переобучения для медиков, имеющих диплом по специальности «лечебное дело» или «педиатрия» и желающих переквалифицироваться в анестезиологи, травматологи или хирурги. Для этого им необходимо отучиться в интернатуре продолжительностью около девяти месяцев (1296 часов), а тем, кто уже получал образование по программам интернатуры или ординатуры, пройти профессиональную переподготовку продолжительностью три с половиной месяца (504 часа).
В ведомстве Михаила Мурашко это решение объясняли острым дефицитом специалистов, усилившимся за последние месяцы. Однако медицинское сообщество отреагировало на инициативу недоумением, отмечая, что за столь короткое время знания получить невозможно. «Каждый узкий специалист должен иметь по крайней мере два образования – одно базовое, а второе узкое», – отмечал академик РАН Александр Румянцев. Не меньше критики вызывал тот факт, что проводить переобучение медиков разрешили весьма сомнительным организациям.
«Качество такого обучения вызывает сильные сомнения, – говорится в заявлении палаты. – Известна масса случаев, когда такое обучение проводится заочно, дистанционно, практически всегда платно. Диплом о профессиональной переподготовке перестал иметь статус государственного документа. Для выдачи такого диплома учреждению, которое его выдаёт, достаточно только лицензии на образовательную деятельность. Появились случаи откровенной продажи документов, так, например, диплом о профессиональной переподготовке по хирургии в объёме 1296 часов можно приобрести за 35 тыс. рублей».
Как решать эту проблему, до конца неясно. Как минимум потребуется корректировать федеральный закон об образовании. Сегодня проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ не является обязательным механизмом, а лицензии на образовательную деятельность выдаются региональными минобрами, где обычно все друг друга знают. Также звучали предложения о том, чтобы медицинское сообщество само жёстко реагировало на низкое качество подготовки в сомнительных образовательных учреждениях. Впрочем, тут на память сразу приходит исследование, которое весной провёл сервис «Актион медицина». Тогда врачей спросили, знают ли они коллег, имеющих поддельные документы о присвоении им квалификационной категории (она позволяет медикам получать доплаты к зарплате и устанавливать более высокую ставку гонорара). И что же? 43% участников опроса признали – такие случаи им известны. При этом большинство не нашло в действиях коллег негатива: дескать, что тут такого, зарплаты в медицине известно какие, вот некоторые и пытаются заработать лишнюю копеечку. Потому не исключено, что над скороиспечёнными хирургами, травматологами и анестезиологами будут как максимум подтрунивать в ординаторских, однако без работы они точно не останутся. В ситуации, когда в стране только официально не хватает 25 тыс. врачей-специалистов, главврач государственной клиники вряд ли станет вдаваться в подробности того, чему и как учился претендент на должность хирурга – документ есть, и ладно.
Хотя пути решения проблемы кадрового дефицита лежат на поверхности. Как пояснил вице-президент Национальной медицинской палаты Андрей Каприн, не должно быть так, чтобы клинический ординатор, обучающийся узкой специальности, несколько лет получал стипендию 15 тыс. рублей. Стоит ли после этого удивляться желанию побыстрее пройти переподготовку.
Тем временем
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава сообщил о дефиците врачей в 79 регионах страны. Острее всего нехватка кадров ощущается в Южном федеральном округе, где за 2022 год численность среднего медицинского персонала снизилась на 4,7%. В целом по стране обеспеченность медкадрами уменьшилась на 1,3% и составила 37,2 врача на 10 тыс. населения. Больше всего в регионах не хватает педиатров, терапевтов, инфекционистов, неврологов и хирургов. Примечательно, что одновременно в Минздраве сообщают, что показатель удовлетворённости населения медицинской помощью по итогам 2022-го составил 41,4%, что является наилучшим результатом за последние годы.
Марат Жапаров
источник : https://versia.ru