Последнее время всё больше российских льготников оказывается перед выбором: самостоятельно оплачивать покупку дорогостоящих лекарств или рисковать здоровьем в ожидании бесплатных препаратов. Пациенты с различными заболеваниями жалуются, что месяцами не могут получить медикаменты бесплатно, хотя с коммерческого рынка лекарства не исчезают. Некоторые столкнулись с ситуацией, когда в поликлиниках им предлагают аналоги, которые не помогают в лечении, а в отдельных случаях даже представляют опасность.
Исследование Всероссийского союза пациентов показало, что в этом году не смогли получить льготные лекарства в положенный срок 42,5 процента пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Более половины граждан (53 процента) из-за задержек с выдачей препаратов вынуждены были приобретать их за свой счёт. После публикации этих данных пресс-служба Росздравнадзора заявила, что последнее время жалоб на отсутствие льготных лекарств от пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями не поступало.
Однако сигналы о невозможности получить в срок в том числе и жизненно необходимые препараты регулярно идут из разных регионов от людей с различными заболеваниями. С отсутствием медикаментов всё чаще сталкиваются россияне, страдающие диабетом, астмой, онкологическими заболеваниями и депрессивными расстройствами. Многие пациенты говорят и о том, что вместо качественных импортных препаратов врачи выписывают им дженерики.
Жители Псковской области рассказывают, что несколько месяцев не могут получить нужные препараты от астмы и диабета, хотя рецепт на лекарства действует только один месяц и не продлевается в случае их отсутствия в льготных аптеках.
– Лекарства от астмы для ребёнка не можем получить с июля, всё приходится покупать за свой счёт. В аптеках нас кормят завтраками, обещая выдать препараты в ближайшее время. Мы уже несколько раз выписывали у врача рецепт, который просто «сгорал», а попасть на приём к узким специалистам у нас в районе большая проблема. У тёщи диабет. Даже элементарные полоски для тестирования на сахар не выдают в нужном количестве, с другими жизненно необходимыми лекарствами тоже постоянные перебои, – поясняет житель региона Николай.
С невозможностью достать лекарство этой осенью столкнулась и жительница Орла Клавдия Старцева. В 2017 году она дозванивалась на прямую линию с президентом как раз по вопросу получения льготных препаратов.
Тогда Владимир Путин сообщил, что в бюджете денег на покупку льготных лекарств «должно хватать».
Клавдия уже девять лет является инвалидом первой группы и проходит заместительную почечную терапию методом гемодиализа. С 2 октября женщина не может получить препарат «Парсабив», который требуется принимать не реже одного раза в три недели. Старцевой должны выдавать определённое количество пачек лекарства на год, однако последние месяцы в местном департаменте здравоохранения утверждают, что на его закупку нет денег. В этом году пациентке пришлось неоднократно самостоятельно приобретать и другие препараты, в частности «Калимейт» и «Земплар». При этом Клавдия выиграла суд с департаментом здравоохранения Орловской области и обращалась за помощью лично к губернатору региона Андрею Клычкову, однако положенные медикаменты получить не смогла.
В условиях санкций россияне чаще жалуются на замену положенных им лекарств дженериками. В результате рушится схема лечения, которую подбирали годами.
– У меня диабет второго типа. Три года ушло на то, чтобы подобрать подходящую схему лечения, лекарства и их дозировку, – делится пенсионерка из Москвы Татьяна Николаевна. – На данный момент нужных мне импортных препаратов в аптечных пунктах выдачи льготных лекарств нет. Взамен дали российские дженерики, хотя прописанные мне ранее препараты в коммерческой продаже есть.
«Получается, теперь нужно заново подбирать с врачами схему лечения, так как приобретать нужные препараты самостоятельно на российскую пенсию невозможно. Как смена схемы лечения отразится на моём здоровье, тоже совершенно непонятно».
– Моему мужу, инвалиду первой группы, положено девять наименований бесплатных лекарств, из них шесть – из списка жизненно необходимых. Мы не можем бесплатно получить в срок ни одно, предлагают только аналоги, которые не помогают. Всё приходится покупать за свой счёт, в месяц на это уходит почти 15 тысяч. Что будет, когда я больше не смогу работать, непонятно, – возмущается Екатерина, проживающая в Курской области.
На подбор подходящего лечения в случае многих заболеваний могут уйти месяцы, а у врачей в текущей ситуации даже нет чёткого понимания, какой препарат может исчезнуть из льготных аптек в ближайшее время, комментирует «Октагону» врач-терапевт одной из частных клиник Александр Неклюдов.
– При этом в случае замены прописанных препаратов на дженерики далеко не все пациенты советуются с медиками о возможности их применения, – отмечает он.
«В случае с сердечно-сосудистыми заболеваниями замена препарата может вызвать серьёзное ухудшение состояния пациента, привести к госпитализации и даже к смерти».
По словам медика, последнее время растёт количество случаев, когда врачи государственных поликлиник прописывают пациентам лекарства, которые заведомо не подходят для эффективного облегчения их состояния, только потому, что никаких других льготных препаратов на текущий момент нет в аптеках.
«Вчера ходила к врачу выписать рецепты для бесплатных лекарств, а врач заявила: лекарств нет. Действительно, в аптеке в поликлинике полки практически пустые. Нет даже обычного дешёвого лозартана от давления, который я пью много лет. В назначении доктор заменила его препаратом, который ежедневно принимать опасно, он используется только как скорая помощь в редких случаях. И я не одна такая, кому она заменила препарат из-за нехватки лекарств. Вот такая ситуация с врачами безграмотными и с лекарствами. Пойду покупать сама и побольше, а то и в платных аптеках начнётся дефицит», – так описала сложившуюся ситуацию одна из пациенток.
В ответ на многочисленные жалобы россиян на проблемы с медикаментами в официальных пабликах региональных департаментов здравоохранения и руководителей субъектов регулярно появляются отписки о том, что ситуация находится под особым контролем и в ближайшее время лекарства поступят в аптеки. Однако в реальности ничего не меняется.
– О том, что моё обращение на особом контроле и необходимый мне иностранный противоопухолевый препарат поступит в аптеку в течение недели, я слышу уже месяц. Всё это время мне говорят, что лекарства нет на складе, хотя в свободной продаже оно присутствует, вот только денег на его покупку у нашей семьи больше нет – с такой инфляцией еле на продукты хватает. При этом при лечении онкологических заболеваний промедление в месяц уже может быть фатальным, – признаётся Анастасия из Волгоградской области.
– Удалось попасть по квоте на обследование в Москву. Там подобрали лечение от рассеянного склероза, которое нужно начинать немедленно. При этом в нашем регионе говорят о том, что нужного мне дорогостоящего лекарства в льготной аптеке нет. Заказ на него производится только два раза в год, поэтому срок ожидания составляет три-шесть месяцев, – объясняет жительница Новосибирской области.
Главный врач одного из медучреждений Калужской области на условиях анонимности сообщил «Октагону», что задержки и проблемы с получением льготных лекарств связаны не только с санкциями, но и с нехваткой финансирования системы здравоохранения на фоне роста инфляции и количества льготников.
– Практически во всех регионах наблюдается существенная нехватка финансирования по линии закупки льготных лекарств, – говорит собеседник издания.
– Цены на импортные медикаменты ежемесячно растут, эффективные российские аналоги есть далеко не у всех препаратов, а количество льготников, которым полагаются бесплатные лекарства, увеличивается с начала пандемии. Крайними в ситуации оказываются врачи: именно их пациенты обвиняют в назначении препаратов, отсутствующих в льготных аптеках. Например, сейчас в области наблюдается проблема с рядом диабетических лекарств, в частности с препаратами «Форсига» и «Галвус». Когда они появится, точно неизвестно. Естественно, эндокринологи, которых в поликлиниках остро не хватает, не справляются с наплывом пациентов. Люди пытаются скорректировать лечение и перейти на медикаменты, которые есть в наличии для льготников, потому что самостоятельно приобретать дорогостоящие лекарства у многих просто нет возможности.
По мнению врача, в стране наблюдаются признаки халатности при планировании закупок. Например, второй год осенью из льготных аптек пропадают антидепрессанты, хотя пик их востребованности у пациентов приходится как раз на осенне-зимний период. Быстро подобрать препаратам замену во время обострения заболевания проблематично, на это уходят месяцы.
Светлана Цикулина
источник : https://octagon.media