Врач-педиатр приемного отделения детского инфекционного стационара из г. Санкт-Петербург Станислав Андриянов @doctor_andriyanov — специально для «Медицинской России»
Недавно я высказывался о своём несогласии с тенденциями в здравоохранении, которые можно описать как «пациент (читай клиент) всегда прав».
Со стороны коллег случился колоссальный отклик. А пациенты разделились на два лагеря: одни согласны, другие отвечали, что врачи тоже не правы, мол, почему я про своих ничего не написал, слабо что ли? Конечно, я должен соблюдать деонтологию, согласно которой нельзя говорить плохо про коллег. Но я признаю, что иногда встречаются такие кадры, что возмущению нет предела. И справедливым будет обсудить некоторые ситуации, когда не прав врач.
— не хочет владеть элементарными знаниями. Например, необоснованно назначает лошадиные дозы антибиотиков при вирусных инфекциях либо сразу несколько препаратов с идентичным составом и механизмом действия;
— «спихивает» пациентов коллегам, так как не хочет с ними разбираться и нести ответственность. Как часто это делает «скорая», которая может отвезти пациента в больницу без особых на то показаний (потому что скандальный), а там его могут «на всякий случай» госпитализировать;
— не соблюдает правила этики и деонтологии при общении с пациентами, орёт, визжит, разговаривает через губу. Это знаменитое от гинеколога: «Что больно? А когда ноги раздвигала перед мужиком не больно было?»;
— в частной клинике осознано рекомендует необоснованный перечень обследований и консультаций, так как зарплата зависит от «плана продаж». Например, при головной боли анализы чуть ли ни на все существующие в природе витамины;
— картинно вздыхает, звереет, напоказ раздражается, если пациент говорит, что предположил диагноз, вычитав симптомы в интернете. (Хотя это нормально, что пациенты что-то читают в интернете, как и врачи, которые могут что-то читать по другим специальностям, ничего в этом не понимая);
— неуважительно и пренебрежительно относится к другим медработникам в коллективе. Позволяет себе снисходительные высказывания, попытки самоутвердиться, неуместные поучения в адрес ординаторов, медсестер, младшего медперсонала, что-то вроде «я врач — я выше тебя, дорасти до меня сначала, прислуга»;
— высмеивает, очерняет других врачей «за спиной» при пациенте, критикует назначения при больном. (При этом порой от его назначений волосы встают дыбом у его коллег);
— выставляет пациента идиотом, если тот сказал о том, что ему что-то лично помогло из «недоказательных» методик лечения или препаратов, например, посмел принять БАД («а мне помогает?» — ну, тупые эти пациенты, про метанализы не знают?»).
Перечислять я так могу еще долго. Но хочу сказать, что, конечно же, и среди нас много паршивых овец, что не лишает врачей права говорить о недостатках в поведении пациентов.
Часть этих пунктов — примеры бескультурья, невоспитанности, скверного характера и банальной безмозглости. Другая — следствие сложившейся системы между разными звеньями здравоохранения, ведь сейчас за хамство может приниматься даже отсутствие улыбки.
Низкая зарплата, страх уголовного наказания, бесконечные госпланы, бумажки, жалобы, сонм проверяющих надзирателей. Как итог — уставший и выгоревший врач, который загнан в угол. Что тоже в большинстве случаев не оправдывает подобное, как не оправдывают проблемы с доступностью медицинской помощи агрессию пациентов в адрес медиков.
источник : https://medrussia.org