с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Четыре наших права. Страховщики рассказали о типичных ошибках онкобольных
27 Ноября 2023 г.

Пожалуй, онкологический диагноз — один из самых страшных для пациента. Сейчас в нашей стране порядка четырех миллионов россиян страдают онкологией, ежегодно фиксируется около 600 тыс. новых случаев заболеваний раком. 
 

О том, на что в первую очередь необходимо обратить внимание самим пациентам с онкологическим диагнозом для повышения качества лечения, aif.ru рассказали эксперты системы ОМС. Именно знание своих прав во многом способствует повышению качества оказания медицинской помощи. 

За последние годы российское здравоохранение достигло значительных успехов в развитии онкологической медицинской помощи. По данным Минздрава России, смертность населения России от новообразований за четыре года, с начала реализации в стране федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», снизилась на 5,6%, а почти 60% опухолей выявляются в РФ на первой-второй стадиях, когда прогноз лечения максимально благоприятный. 

Федеральный Фонд ОМС фиксирует снижение страховых случаев, по которым выявлены нарушения в оказании медицинской помощи онкобольным, — наблюдается снижение случаев несоблюдения сроков начала лечения, сокращение дефектов с применением химиотерапии. Как отмечают эксперты системы ОМС, несмотря на улучшение показателей доступности медицинской помощи онкобольным, сейчас на первый план выходят аспекты, связанные с тактикой лечения и качеством медицинской помощи пациентам с онкозаболеваниями. 

Право на молекулярно-генетические исследования

Молекулярно-генетическое исследование (МГИ) — неотъемлемая часть обследования и лечения онкологических больных во всем мире. Причина появления любой опухоли —генетические нарушения (мутации), возникшие в одной из миллиардов клеток человеческого организма. Они нарушают нормальную работу клеток, что приводит к их неконтролируемому и неограниченному росту, воспроизведению и распространению по организму — метастазированию. Одни мутации в разы увеличивают риск развития онкологических заболеваний, а другие определяют, каким будет лечение и план действий после его завершения. С одной стороны, такое исследование позволяет определить генетическую предрасположенность к появлению рака, а с другой — исследовать уже появившуюся опухоль для выбора эффективной лекарственной терапии.

«К сожалению, молекулярно-генетические исследования в соответствии с клиническими рекомендациями не выполняются пациентам в полном объеме или выполняются в качестве платных услуг, несмотря на то, что этот вид исследований включен в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Их невыполнение — один из дефектов в оказании медицинской помощи, который непосредственно оказывает влияние на качество лечения пациентов», — подчеркивает советник генерального директора страховой медицинской организации «Капитал МС» Алексей Старченко. Согласно последним данным Счетной палаты РФ, с января по сентябрь 2023 года молекулярно-генетические исследования (МГИ) в целях выявления онкологических заболеваний за период ни разу не были проведены в 19 регионах России. 

«Во многом изменить ситуацию способны не только соответствующие управленческие решения со стороны организаторов здравоохранения, но и сами пациенты, которые должны знать о своих правах на проведение таких исследований и отстаивать их», — убежден Алексей Старченко. 

У молекулярно-генетических исследований есть четкие показания — когда и кому они рекомендованы. Так, например, МГИ и консультация врача-генетика в соответствии с клиническими рекомендациями обязательно проводятся всем женщинам с раком молочной железы — самым частым онкологическим диагнозом в мире:

— при отягощенном анамнезе (РМЖ у близких родственников до 50 лет),

— при подтверждении РМЖ в возрасте до 45 лет,

— при тройном негативном РМЖ в возрасте до 60 лет,

— при первичном множественном РМЖ,

— при РМЖ у мужчин.

Молекулярно-генетические исследования показаны и при других диагнозах, например:

— пациентам с аденокарциномой легкого — типом немелкоклеточного рака легкого,

— пациентам с раком ободочной кишки и ректосигмоидного отдела, меланомой кожи и слизистых оболочек при диагностировании метастазов,

— при местно-распространенной неоперабельной или диссеминированной аденокарциноме желудка,

— пациентам с серозными и эндометриоидными карциномами яичников и маточных труб высокой степени злокачественности.

Пациенту необходимо знать, что направление на молекулярно-генетическое исследование оформляет врач-онколог по форме 057/у. Если в регионе нет лаборатории, которая проводит необходимый тест, исследование проводится в медицинских организациях других субъектов РФ, а также в федеральных медучреждениях.

Право на полное информирование о химиотерапии

Химиотерапия — один из видов медицинского вмешательства. Врач обязательно в доступной форме должен предоставить пациенту полную информацию о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. 

«Именно полное информирование способно предотвратить возможные риски и осложнения химиотерапии, обеспечить пациенту выбор оптимального для него варианта этого медицинского вмешательства и, как следствие, повысить качество лечения», — отмечает Старченко. Такое право пациента гарантируется в том числе статьей 20 Закона РФ № 323-ФЗ, где зафиксированы основные положения добровольного информированного согласия. 

«В медицинских картах часто отсутствует информирование о наиболее опасных осложнениях отдельных химиопрепаратов, а также отсутствует информирование о последствиях применения отдельных препаратов, хотя такая обязанность указана в инструкциях по медицинскому применению. Пациенты не предупреждены о возможности отсроченных реакций и не проинструктированы о срочном обращении к врачу. Конечно, такие ситуации приводят к негативным последствиям и, конечно, являются нарушением прав пациента», — подчеркивает Старченко. Поэтому представители страховых медицинских организаций обращают внимание на то, что при начале курса химиотерапии пациенты должны знать о таком праве и владеть полной информацией.

Эксперты системы ОМС обращают внимание на то, что у пациента есть также право не только знать о рисках вмешательства, но и самому, вместе с врачом выбрать оптимальную схему химиотерапии, опять же владея полной информацией, полученной от врача. «Выбор медицинского вмешательства — фундаментальное право онкопациента, подлежащего охране и защите в системе ОМС», — отмечает Алексей Старченко. Гарантия права выбора того варианта вмешательства, который отвечает законным интересам самого пациента, в соответствии с нормой части 2 статьи 18 Закона РФ № 323-ФЗ: «Статья 18. Право на охрану здоровья. 2. Право на охрану здоровья обеспечивается оказанием доступной и качественной медицинской помощи».

Клинические рекомендации содержат многочисленные схемы и режимы химиотерапии, и обязанность лечащего врача-онколога, руководствуясь медицинскими показаниями, противопоказаниями и индивидуальными особенностями организма конкретного пациента, предложить пациенту на выбор варианты (схемы) химиотерапии с перечислением преимуществ, недостатков, побочных эффектов, риска ремиссии, прогрессии опухолевого процесса, возникновения рецидива, пятилетней выживаемости и летальности (общей и первогодичной). Это необходимо для того, чтобы пациент смог выбрать единственно оптимальный для него вариант — с учетом его режима жизни, труда и отдыха, района проживания, транспортной доступности, возраста и коморбидности, с минимумом недостатков и неблагоприятных побочных эффектов и максимальным прогнозом ремиссии.

«Причем эти требования должны быть реализованы в рамках онкоконсилиума с протоколом планируемых мер диагностики и лечения и их результатов, о которых пациент должен быть не только поставлен в известность, но и должен быть на них согласен», — подчеркивает Алексей Старченко. Отсутствие в медкарте вариантов на выбор пациенту врачом — нарушение требований ч. 1 ст. 20 Закона РФ № 323-ФЗ, и если пациенту не предоставили выбор схемы химиотерапии с обоснованием возможного наилучшего эффекта, эксперты ОМС рекомендуют обратиться с жалобой в страховую медицинскую организацию. 

Немаловажными факторами, обеспечивающими успех лекарственного лечения, становятся правильно выбранные методика и режим введения противоопухолевых препаратов. Эксперты ОМС обращают внимание на недопустимость увеличения интервалов между циклами химиотерапии, которые четко прописаны в инструкциях к каждому лекарственному препарату, по инициативе медицинской организации. «Это может стать серьезным дефектом, создающим риск прогрессирования имеющегося злокачественного новообразования ввиду развития лекарственной опухолерезистентности и стимуляции опухолевого роста», — подчеркивает Алексей Старченко. 

Частой же ошибкой при проведении химиотерапии в амбулаторных условиях становится то, что врач ежедневно не осматривает больного. «Часто такая практика приводит к передозировке препарата и увеличению частоты токсических осложнений. В связи с этим при проведении амбулаторной химиотерапии необходимо, чтобы врач ежедневно осматривал больного. Об этом должны знать пациенты», — констатирует эксперт.

Еще одним важным аспектом, на который обращают внимание эксперты ОМС, является и право пациента на установку имплантируемой порт-системы при назначении длительных и агрессивных схем лекарственной терапии. «Качество жизни пациента значительно улучшается после установки медицинского порта. С его помощью можно быстро или экстренно ввести необходимые препараты, уменьшая неприятные ощущения, в том числе и при регулярном заборе крови. Наличие порта значительно уменьшает риск развития тромбоэмболических осложнений, экстравазации препаратов химиотерапии, некроза тканей. Установка порт-системы осуществляется бесплатно для пациента по программе ОМС, но не многие об этом праве знают», — подчеркивает Алексей Старченко.

Право на своевременное диспансерное наблюдение

Своевременное и качественное диспансерное наблюдение — важное условие для контроля за состоянием онкологических пациентов. При этом эксперты ОМС подчеркивают, что крайне важно получение своевременного и качественного диспансерного наблюдения для пациентов определенных клинических групп пациентов.

«Это пациенты первой клинической группы — с подозрением на ЗНО и предопухолевыми новообразованиями и пациенты третьей клинической группы — после окончания лучевого, хирургического, комбинированного, комплексного лечения. Наблюдение необходимо для максимально раннего выявления рецидива, прогрессирования и начала нового этапа лечения. Своевременное выявление самых ранних рецидивов и метастазов — залог увеличения продолжительности жизни», — разъясняет Старченко.

Вместе с тем эксперты страховых медицинских организаций отмечают, что многие пациенты этих групп не проходят диспансерное наблюдение в полном объеме. «Многим пациентам, перенесшим операцию, психологически сложно вновь посещать онколога, многие из них после удаления опухоли полагают себя излечившимися и не уделяют должного внимания регулярным обследованиям. А это может иметь необратимые последствия для здоровья», — подчеркивает член рабочей группы по развитию ОМС Всероссийского союза страховщиков Михаил Пушков.

Поэтому эксперты ОМС рекомендуют пациентам не пренебрегать возможностями, которые сегодня предоставляет система ОМС. При этом необходимо помнить, что диспансерное наблюдение устанавливается пожизненно для всех пациентов с подтвержденным онкологическим диагнозом. Пациент должен быть поставлен на диспансерный учет у врача-онколога по месту жительства в течение трех рабочих дней от постановки диагноза. Он должен находиться под наблюдением у профильного специалиста, т. е. врача-онколога, а не терапевта. План диспансерного наблюдения разрабатывается врачом-онкологом для каждого пациента индивидуально. Сведения об этом должны быть занесены в медицинскую документацию пациента. И врач обязан проинформировать пациента о порядке, объеме и периодичности диспансерного наблюдения.

Право на защиту своих прав

Эксперты систем ОМС рекомендуют онкологическим пациентам не пренебрегать своими правами на получение качественной медицинской помощи и в случаях возникновения сложностей обращаться за помощью в страховые медицинские организации.

«Сами пациенты не всегда знают свои права, а иногда, даже если знают, то у них нет желания и сил их отстаивать. Также не нужно бояться того, что в случае жалобы вам откажут в оказании медицинской помощи. Работа страховых медицинских организаций — восстановить нарушенные права пациентов, обеспечить им качественное лечение. Конечно, лучше решать проблемы, чем оставаться один на один с ними. В любом спорном случае — обращайтесь в свою страховую компанию. Страховой представитель всегда окажет помощь и сделает все возможное для восстановления прав пациента», — подчеркивает Пушков.

Юлия Тутина

 


источник :  https://aif.ru