с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

«Система ОМС не живет в долг». Как в Минздраве оценивают состояние страховой медицины
04 Декабря 2023 г.

На конгрессе «Национальное здравоохранение – 2023» состоялась специальная сессия, посвященная развитию системы ОМС в России. Участники обсудили дефицит финансирования, эффективность расходования средств ОМС и разбалансировку источников лекарственного обеспечения. Наиболее яркие и концептуальные тезисы главных спикеров дискуссии – первого заместителя министра здравоохранения Владимира Зеленского и главы ФФОМС Ильи Баланина – в обзоре Vademecum.
 

https://vademec.ru/upload/iblock/8d9/2ruiylr6h5r339yhc6kwre2c9ewvky8m.jpg

О нехватке финансирования на здравоохранение

Владимир Зеленский, открывший сессию, начал выступление сакраментальной фразой: «Проблемы с деньгами есть всегда». И заметил, что нехватка средств ОМС и госбюджета на здравоохранение – универсальная и неразрешимая проблема, вне зависимости от доли ВВП, вкладываемой в медицину.

Сохранению тенденции способствует появление новых технологий, динамика половозрастного состава населения, его заболеваемости. Чем больше средств уходит на профилактику, тем больше требуется ресурсов на дообследование и лечение пациентов со вновь выявленными патологиями, пояснил Зеленский.

На днях чиновник транслировал похожую мысль, а именно: в ближайшее десятилетие будет заметен рост доли пожилого населения в РФ, что вместе с отлаженным проактивным выявлением болезней на ранних стадиях приведет к повышенной нагрузке на систему ОМС.

Об устойчивости системы ОМС

«Система ОМС в целом финансово устойчива и не живет глобально в долг», – считает Зеленский. Докладчик не без иронии заметил, что ФФОМС «не размещает долгосрочные облигации, чтобы покрыть свои долги». В то же время, подчеркнул первый замминистра, вопросы разбалансировки страхового бюджета появляются на территориальном уровне, а затем на уровне клиник, но детализировать суть проблем не стал, заметив, что Минздрав должен отправлять в регионы «правильные сигналы».

О показателях эффективности первичного звена

Одним из сигналов, которые уже отправляются в регионы, выступающий назвал систему премирования клиник первичного звена за выполнение целевых показателей. В 2022 году, как ранее докладывал ФФОМС, территориальные фонды предоставили медорганизациям за достижение ряда задач дополнительно 10,8 млрд рублей. В свою очередь достаточную для финансового поощрения эффективность продемонстрировали 76,3% всех клиник. Каждому оператору, достигшему более 60% целевых показателей, в среднем за год перечислили дополнительно 5,6 млн рублей.

Зеленский дополнил данные: особый контроль привел не только к получению дополнительных средств из системы ОМС, но и к клиническим успехам. В ряде регионов снижение смертности превысило 23% (при среднем по РФ 22,1%), а сокращение числа умерших от ХОБЛ, например, в Красноярском крае составило 19,9%.

Национальному здравоохранению необязательно увеличивать финансирование на «20%, 25%, 30%, 40%», поскольку в системе уже заложены механизмы достижения эффективности лечения, уверен чиновник.

Об удовлетворенности медпомощью

Важным критерием в модели «ценностно-ориентированного» здравоохранения Зеленский назвал не столько федеральные объемы финансирования и не количество выполненных наблюдений, процедур и приемов, а скорее то, как услуги оценивают сами пациенты.

«Гражданам, которые обращаются с полисами ОМС, неважно, тратим мы 5% или 25% ВВП на здравоохранение. Цифры, которые превышают сумму наличных в кошельке или на банковском счете человека, – лишь символы, краска на бумаге или пиксели», – пояснил первый замминистра.

Он уверен, что те, кто обращается в медорганизации, более позитивно оценивают качество услуг, поскольку получили обратную связь, назначения, понятный трек лечения или диагностики, а те, кто давно не обращался к системе здравоохранения, имеют предвзятый вывод на основе увиденной «где-то в новостях» «отвалившейся краски».

Регионы с 2022 года по поручению Минздрава оценивают удовлетворенность граждан медпомощью по специальным опросникам. Результаты анкетирования показывают, что общий показатель удовлетворенности постепенно вырос с 40% в сентябре 2022 года до 45,8% в апреле 2023 года, а в сентябре министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко сообщил, что в июне достигнуто рекордное значение в 47,1%. При углублении в структуру ответов выяснилось, что посетители частных клиник и жители сельской местности больше других категорий пациентов позитивно оценивали медобслуживание.

О дифференциации клинико-статистических групп (КСГ)

На 2024 год, как следует из презентации Владимира Зеленского, в федеральном группировщике КСГ для оплаты медпомощи в круглосуточном стационаре будет 438 позиций, тогда как на старте внедрения системы КСГ в 2013 году их было не более 190.

«Надо в какой-то момент останавливаться», – заметил Зеленский, заочно отвечая на претензии о недостаточной дифференциации групп для более точной и безубыточной оплаты стационарного лечения. В противном случае придется создать 24 млн групп КСГ под каждого госпитализированного, прокомментировал он: «Логика понятна, важно усреднить затраты на пациента. Мы донастраиваем систему, чтобы более точно угадать затраты на усредненного пациента».

Про ограничения на ЭКО по ОМС

После Зеленского выступил глава ФФОМС Илья Баланин. Его доклад строился на перечислении базовых особенностей тарифов и средних нормативов ОМС на 2024 год (подробнее об изменениях можно почитать здесь и здесь).

Отдельно Баланин остановился на оплате экстракорпорального оплодотворения, объемы которого по ОМС увеличиваются в последние три года.

По данным руководителя фонда, с 2025 года объемы ОМС на процедуру будут выдаваться только тем клиникам, которые имеют определенные показатели эффективности. Замминистра здравоохранения РФ Евгения Котова ранее уточняла, что речь идет о пороге в 100 циклов в течение года. Заместитель Баланина Ольга Царева 30 ноября пояснила методику: 100 ЭКО могут быть выполнены за счет всех источников финансирования, но должны иметь результат.

Про структуру расходов по ОМС на 2024 год

Баланин впервые в этом году представил детальную разбивку по типу расходов субвенций ФФОМС регионам на оказание медпомощи по ОМС в 2024 году. Наибольший прирост год к году покажет амбулаторный сегмент – финансирование вырастет с 1,046 трлн до 1,223 трлн рублей. Вырастут объемы и по остальным видам медпомощи: на скорую помощь запланировано 184,5 млрд рублей (вместо 165,6 млрд рублей в текущем году), на лечение в дневном стационаре – 339,1 млрд рублей (305,9 млрд рублей), в круглосуточном стационаре – 1,324 трлн рублей (против 1,182 трлн рублей в 2023 году).

Дмитрий Камаев, Никита Закревский

*****

В эфире Общественной службы новостей президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский объяснил, почему системе ОМС в России ничего не угрожает.

«Страховые компании у нас в ОМС страховыми не являются, все страховые риски на себе несет государство. Страховщиком в системе ОМС является государство. Поэтому ОМС не умрет, пока компании, которые называются страховыми нужны государству. Фонд ОМС имеет функцию вертикального управления через свои территориальные фонды, которых у Минздрава нет, поэтому чиновники обращаются не в Минздрав, а в территориальный ФОМС, где находятся деньги. Консолидированный бюджет всех государственных расходов, включая ОМС и регионального и федерального уровня – 6,6 трлн рублей в год, а весь рынок лекарственных средств, на которые государство тратит 400 млрд на весь рынок, составляет чуть больше 2 трлн. Зарплаты врачей составляют 1 трлн, зарплаты среднего и младшего персонала около 800 млрд. Это еще одно доказательство того, что ОМС не умрет».

 


источник :  https://vademec.ru