с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Рецепт и преступление
09 Ноября 2012 г.

Что на самом деле влияет на мнение доктора при выборе лекарств, стоит ли запретить фармкомпаниям общение с врачами и нужны ли просвещенные пациенты

 

Мадина Плиева
Мадина Плиева

Директор по юридическим вопросам Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM)

Александр Саверский
Александр Саверский

Президент Лиги защитников пациентов

Кирилл Скоробогатых
Кирилл Скоробогатых

Врач-цефалголог Клиники нервных болезней им. А.Я.Кожевникова

 

Дарья Саркисян: Давайте для начала поймем, какие сейчас по закону могут быть отношения между врачами и фармкомпаниями.

Мадина Плиева: До недавнего времени специальных нормативных актов в этой сфере не было. Я подчеркну: на уровне законов. Тем не менее в нашей ассоциации с 1998 года действует Кодекс маркетинговой практики AIPM, в котором в том числе сформулированы допустимые рамки общения врачей и представителей фармкомпаний. Это этические нормы, и те компании, которые входят в ассоциацию, обязаны соблюдать такие требования. Кодексом регламентируется любая информация, которая предоставляется с целью привлечения внимания к лекарственному препарату, информация, которая предоставляется врачам на симпозиумах, в специализированных изданиях и т.д. Любые такие сведения должны быть корректными, подтвержденными исследованиями.

Но понятно, что есть много разных компаний, не все они входят в AIPM, поэтому было необходимо восполнять имеющийся пробел в правовом регулировании. И пару лет назад остро встал вопрос о том, чтобы урегулировать эту сферу отношений на государственном уровне. Что, в общем-то, и сделал федеральный закон «Об охране здоровья граждан». Там есть 74-я статья, которая вступила в силу 1 января 2012 года и регулирует взаимоотношения врачей с фармацевтическими компаниями. Основной целью закона было исключить возможную предвзятость врача при назначении лекарственных препаратов. Для этого были введены ограничения — прежде всего запрет подарков.

Саркисян: Даже если это ручка?

Плиева: Да, хотя мы все понимаем, что подкупить врача пластиковой ручкой — это смешно и нелепо.

Александр Саверский: А вот об этом придется говорить уже с прокурором, если кто-то все же подарит ручку, потому что Уголовный кодекс не ограничивает стоимость полученного имущества, когда мы говорим о взятке.

Плиева: Установлен также запрет на получение денежных средств от компаний. Но есть исключения.  Прежде всего это клинические исследования. Любой препарат, который выводится на рынок, должен пройти клинические исследования. Без участия врачей провести их невозможно, поэтому законом допускается выплата вознаграждений по соответствующим договорам. Еще одно исключение касается педагогической и научной деятельности. Это тоже в интересах пациентов, потому что, опять же, создавать препараты без развития науки, не взаимодействуя с врачами, сложно. 

Кирилл Скоробогатых: В зарубежных статьях нередко встречаются исследования конкретных препаратов с указанными коммерческими названиями. Это необязательно проплаченный, заказной материал. Просто если исследовать одно действующее вещество, мы не получим достоверных данных именно об этом препарате: у разных производителей с разными производственными процессами оно может работать по-разному. И во всех этих статьях в сносках обязательно указывается, если кто-то из участников исследования имеет взаимоотношения с фармкомпаниями. Если он, например, получает гранты, является спикером от какой-то компании на различных мероприятиях, ездит на ее деньги с лекциями. Причем это может встречаться и в уважаемых журналах. Это нормально. У нас же есть огромная масса медицинских журналов, которые существуют только для того, чтобы печатать проплаченные статьи, причем без указания подобной информации.