Папиашвили запретили заниматься меддеятельностью в течение 2,5 лет, Копцову дополнительно назначили испытательный срок длительностью 5 лет и также запретили оказывать медпомощь в течение 2,5 лет. Оба фигуранта вину не признали и просили их оправдать.
Суд признал владельца клиники виновным по п.п. «а», «в» ч. 2 ст. 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть человека) и ч. 2 ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов). Дело Копцова проходило по п.п. «а», «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ.
Кроме того, суд взыскал в солидарном порядке с каждого подсудимого в пользу двух потерпевших (сыновья погибшей) затраты на погребение в сумме 148 830 рублей и постановил возместить моральный вред в размере 2 млн рублей, таким образом пострадавшая сторона получит около 8,6 млн рублей.
Расследование велось с 2020 года. По материалам дела, 29 мая 62-летний педиатр София Снигирева была прооперирована в клинике пластическим хирургом Гурамом Папиашвили, врач выполнил пациентке подтяжку лица и блефаропластику. На следующее утро пациентка отправилась домой, однако в течение дня самочувствие женщины ухудшилось, вечером, после звонка родных, к пациентке приехал Папиашвили.
Сначала он пытался оказать женщине помощь на месте, затем решил отвезти ее обратно в клинику, где «реанимационные мероприятия» продолжились. Сыновья Снигиревой настояли на госпитализации матери в НМИЦ им. В.А. Алмазова, но 1 июня женщина скончалась. По предварительной информации, причиной гибели стал «септический шок с присоединением ДВС-синдрома на фоне кровопотери».
Следствие выявило, что клиника не имела лицензии на пластическую хирургию и не соблюдала требования профильного порядка медпомощи. Кроме того, оперативное вмешательство произошло в период запрета на плановую медпомощь в городе на время пандемии COVID-19.
Дело вызвало резонанс: к контролю его расследования подключился глава СК РФ Александр Бастрыкин. В ноябре 2023-го Папиашвили была изменена мера пресечения: вместо подписки о невыезде суд заключил его под стражу – появилась информация, что хирург хочет сбежать в Грузию.
«Дело уникально тем, что сначала следствие, эксперты и потом суд были вынуждены восстанавливать ретроспективно картину, которые осужденные максимально скрывали – операция выполнялась вообще без документальной фиксации, все выполняемые манипуляции, препараты, которые вводились пациентке, ее состояние – все это нигде не отражалось», – поясняет управляющий партнер адвокатского бюро «Онегин Групп – Медицинская адвокатура» Ольга Зиновьева, которая представляла в суде интересы потерпевших – семьи Софии Снигиревой.
Зиновьева говорит, что отрасль пластической хирургии в последние годы пережила существенные регуляторные изменения, в том числе после подобных громких происшествий, к которым привели действия неквалифицированных специалистов и лицензионные нарушения в клиниках эстетической медицины.