Сопредседатель ВСП Ян Власов: рейтинги врачей в интернете не всегда объективны.
«ПОБЫСТРЕЕ И ПОДЕШЕВЛЕ ИЛИ ПОДОЛЬШЕ И ПОДОРОЖЕ»
«Посоветуйте хорошего невролога», «ищу толкового кардиолога», «у вас надежного стоматолога нет?» - с такими вопросами к нам в отдел здоровья «КП» регулярно обращаются коллеги, знакомые и родственники. Где сейчас получить качественную медпомощь - тема, актуальнее некуда.
- На сегодня, скажем, в Москве примерно поровну государственных и частных клиник. Как показывают наши опросы, люди считают, что у таких медучреждений разные задачи, - рассказывает сопредседатель Всероссийского союза пациентов, руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, д.м.н. Ян Власов. - В государственных поликлиниках и больницах, по мнению пациентов, стремятся лечить побыстрее и подешевле. А в коммерческих нацелены на то, чтобы больной приходил почаще и лечился подороже.
Однако сейчас такие представления лишь отчасти соответствуют действительности, отмечает эксперт. Большинство государственных медцентров вовсю оказывают платные услуги. Так что вопрос их навязывания актуален вовсе не только для частных клиник, подчеркивает Власов. С другой стороны, частники активно включаются в обязательное медстрахование. Так, на их долю уже приходится до 25% случаев оказания высокотехнологичной медпомощи по полисам ОМС.
Что же такое хороший врач и хорошая клиника? Как их выбрать и не ошибиться? Чтобы получить ответы на эти вопросы, журналист «КП» отправился на круглый стол «Государственная и частная медицина: гарантии качества и безопасности в современных реалиях».
«ЛЕЧЕНИЕ В БОЛЬНИЦЕ ОПАСНЕЕ, ЧЕМ АЛЬПИНИЗМ»
Для начала нужно понять: что такое качество медпомощи на самом деле? Нередко его путают с удовлетворенностью пациента, рассказал академик РАН, заслуженный врач РФ, заведующий кафедрой терапии, общей врачебной практики и ядерной медицины РНИМУ им. Н.И. Пирогова Григорий Ройтберг.
- Если врач умеет красиво говорить, обходителен, у больного будет высокая удовлетворенность (и он с большой вероятностью поставит хорошую отметку в интернет-рейтинге доктора. - Прим. Ред.). В то же время есть хирурги, которые не слишком словоохотливы и приветливы. Но при этом прекрасно делают операции, - отметил академик.
В целом, по словам эксперта, вопрос качества медпомощи очень многогранный. Можно оценивать разные элементы. При этом восприятие пациентов может быть субъективным и в силу этого сильно различаться. Как же тогда ориентироваться?
- Сегодня в мире признано, что наиболее объективную оценку качества и безопасности медпомощи дает аккредитация клиник по стандартам JCI (что это - см. «Справку «КП»), - пояснил доктор Ройтберг. - Ее ввели не от хорошей жизни. В США, например, считается, что лечение в больнице для пациентов опаснее, чем восхождение для альпинистов. В американских клиниках умирает немало людей в случаях, которые можно было бы предотвратить.
СПРАВКА «КП»
Сертификат JCI для клиник - как звезды Мишлена для ресторанов
Самой строгой и объективной оценкой качества работы медцентров сегодня считается аккредитация по международным стандартам JCI. Ее получение для клиник можно сравнить с присвоением звезд Мишлена ресторанам, говорят специалисты. Независимая комиссия досконально проверяет самые разные условия работы медорганизации - от стерильности в лабораториях до количества осложнений у пациентов после лечения и конкретных медпроцедур. При этом контроль за достоверностью данных продуман так грамотно, что обмануть систему, что-то утаить практически невозможно, утверждают эксперты.
В России сертификат JCI получили считанные единицы государственных и частных клиник. После введения санкций доступ к международной системе аккредитации нам заморозили. Сейчас Минздрав и Росздравнадзор создают собственную систему оценки качества медицинской деятельности (подробнее см. далее в тексте).
МЕДИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ЗНАНИЙ?
- Качество и безопасность медпомощи в первую очередь определяются уровнем знаний врачей. И с этим в нашей стране есть проблемы, - заявила на круглом столе ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, д.м.н. Гюзель Улумбекова.
Сегодня по разным оценкам объем знаний в медицине в среднем удваивается каждый год, рассказала эксперт. Врачам нужно все время держать руку на пульсе. Следить за обновлениями, опровержением устаревших данных. За свежими клиническими рекомендациями, стандартами и протоколами лечения. А еще осваивать стремительно развивающиеся цифровые технологии. Заниматься ведением «виртуальных» медкнижек, оформлением электронных больничных и рецептов. Наконец, в медицину вошел и набирает обороты искусственный интеллект - «умные» компьютерные алгоритмы, которые задуманы как помощники для медработников. Во всем этом нужно разбираться и уметь пользоваться.
А что на практике?
- Дефицит кадров, низкая зарплата вынуждает медиков брать переработки, - описывает всем знакомую картину Гюзель Улумбекова. - В результате у врачей не остается времени и сил ни обновлять свои знания, ни глубже анализировать состояние пациентов, чтобы лучше лечить.
Более того, сейчас страдает и образование, которое студенты-медики изначально получают в вузах, говорит эксперт. «Сегодня оплата труда преподавателей мединститутов в 2,5 раза ниже, чем была в советское время в сопоставимых деньгах. Поэтому молодежь не хочет идти в такую сложную отрасль (преподавать. - Авт.), - пояснила Улумбекова. - В России по сравнению с большинством развитых стран короче сроки подготовки и врачей, и средних медработников».
Что делать в такой ситуации? Кроме необходимости глобальных перемен (в системе образования, условий работы докторов и медсестер и т.д.) врачам нужно стремиться, несмотря на все сложности, повышать свои знания, призвала автор доклада. И сообщила, что в 2023 году у нас создана крупнейшая электронная библиотека для медиков MedBaseGeotar. В ней собран весь российский и зарубежный багаж медицинских знаний на единой цифровой платформе с удобной поисковой системой.
ПРОВЕРКИ ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ
Обычно люди ищут хорошего врача того или иного профиля. Но если речь идет об операции, комплексном лечении, то его результат на самом деле зависит от команды медработников. Об этом напомнила профессор РАН, д.м.н., главврач стационара Наталья Кондратова.
- Хирург может прекрасно соперировать. Но если медсестра при уходе за больным занесет инфекцию, у пациента возникнет гнойное осложнение. Поэтому очень важно уделять внимание выбору не только доктора, но и надежной клиники.
Самым объективным ориентиром в этом случае будет добровольная сертификация, говорит профессор Кондратова. Суть в том, что медцентры, которые уверены в качестве своей медпомощи и тщательно следят за ним, берут на себя обязательства соответствовать передовым стандартам. И для проверки их соблюдения регулярно пускают к себе аудит. «Добровольную сертификацию можно проводить на основе международных стандартов - например, JCI (см. выше «Справку «КП»). Или по национальным рекомендациям, утвержденным Росздравнадзором», - пояснила эксперт.
Для чего медорганизациям дополнительно раскошеливаться на сертификацию? Специалисты называют такие плюсы:
- за счет соблюдения стандартов (проверки будут «держать в тонусе») клиника получит улучшение качества и безопасности своих медуслуг;
- результатом будет снижение осложнений у больных, внутрибольничных инфекций, различных инцидентов;
- сократится количество претензий пациентов;
- контрольно-надзорные органы будут накладывать меньше штрафов;
- слава о хорошем лечении привлечет новых пациентов.
Ну, а для пациента сертификация это знак качества. Плюс дополнительная гарантия. Если в реальности лечить будут плохо, можно пожаловаться в организацию, выдавшую клинике сертификат. Чем серьезнее претензии и больше их количество, тем вероятнее, что медцентр в следующий раз не получит высокую оценку своей работы (подтверждать статус нужно регулярно).
В ТЕМУ
А как сейчас: в лучших - полторы сотни
По последним данным 146 государственных и частных клиник в нашей стране прошли добровольную сертификацию по стандартам Росздравнадзора.
Это единые критерии, как должна быть организована работа медцентра, пояснил заместитель гендиректора Национального института качества РЗН Олег Швабский. «Цель простая - определить уровень, ниже которого не имеют право опускаться наши клиники. Не должно быть разговоров «я лечу быстрее или дольше, дешевле или дороже». Лечить надо одинаково правильно, по стандартам. Тогда разница между частной и государственной медициной будет нивелироваться», - заявил Швабский.
- В идеале мы вообще должны уйти от противопоставления платной и бесплатной медицины, - поддержал академик Ройтберг. - Чтобы было, как в Швейцарии. Там почти вся медицина частная. Но пациенты не платят почти никогда и ни за что. Все покрывается системой ОМС.
БУДЬ В КУРСЕ!
Пять ориентиров для пациента
Как же сегодня выбрать толкового врача и надежную клинику? «Комсомолка» опросила участников круглого стола и других экспертов.
1. «Сарафанное радио» и рейтинги врачей в интернете.
Оценивая этот ориентир по просьбе «КП», специалисты назвали его не самым лучшим.
- Пациенты исходят из собственного восприятия (выставляя баллы врачу. - Авт.). Но это только один из компонентов [говорящих о качестве медпомощи]. Я бы его учитывал, если нет других вариантов оценить уровень доктора и клиники, - говорит Григорий Ройтберг.
- Честность, объективность интернет-рейтингов могут быть сомнительны, - соглашается сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов. - Мы советуем смотреть не только на общую оценку, но и читать отклики. Информация в них может не соответствовать месту в рейтинге. И в любом случае нужно учитывать субъективность оценки разных людей.
2. Интуиция при личном общении с доктором.
- Если вам не понравился доктор - бегите, - советует академик Ройтберг. - Своей интуиции нужно доверять.
К тому же эффективность лечения примерно на треть зависит от взаимопонимания между врачом и пациентом, выяснили ученые.
3. Знак качества клиники.
Эксперты утверждают, что одной из самых серьезных гарантий надежности как государственных, так и частных клиник сегодня можно считать добровольную сертификацию.
- Когда иностранные пациенты хотят приехать на лечение в Россию, для них подбирают клиники, ориентируясь на JCI-аккредитацию. Потому что это международная оценка качества - аналогично 5-звездочному отелю, - говорит доктор Ройтберг.
Также знаком качества может служить сертификация по стандартам Росздравнадзора и другим критериям. Например, подключение клиники к системе мониторинга показателей качества и безопасности, рассказали специалисты.
Словом, если у медцентра есть свидетельство прохождения добровольной сертификации, это хороший признак.
4. Второе мнение.
Если вам поставили опасный диагноз, назначают сложное лечение, тяжелую операцию, постарайтесь получить повторную консультацию у другого врача того же профиля, советуют эксперты. В ряде зарубежных стран услуга «второе мнение» считается золотым стандартом и даже оплачивается страховкой.
5. «Черные метки».
Обращаясь в клинику или общаясь с врачом, обращайте внимание на «черные метки». Так специалисты по доказательной медицине называют признаки низкой квалификации либо недобросовестности людей в белых халатах. В числе тревожных звонков:
- упоминание несуществующих диагнозов. Самые частые примеры: вегетососудистая дистония, дисбактериоз, уреаплазмоз (якобы гинекологическая инфекция);
- направления «лечения», не признаваемые доказательной медициной: гомеопатия, остеопатия, натуропатия, аюрведические методики;
- анализы, достоверность и польза которых не подтверждены: иридодиагностика («распознавание» болезней по радужке глаз), биорезонансное обследование (не путать с биоимпедансным исследованием, вполне научным методом изучения состава тела - прим. Ред.), анализ микробиоты «по Осипову» и др.
КСТАТИ
Что такое «хорошо» по мнению больных
- Исследования показывают, что оценка человеком клиники и врача зависит не только от того, какую медпомощь реально получил этот пациент. Но и в не меньшей степени от того, как помощь «упаковали», - говорит сопредседатель ВСП Ян Власов. - Например, по данным опросов, большинство женщин из провинции хотели бы рожать в известном московском медцентре, где услуга обходится в несколько сотен тысяч рублей. На вопрос «почему» основные ответы такие: там есть свой туалет, к каждой пациентке приставлен свой медперсонал, чисто и стены белые. Все! То есть, антураж, сервис очень важны для человека.
По словам Власова, в целом чаще всего на восприятие пациентов влияют:
- интерьер, состояние помещений в клинике;
- внимательность медперсонала (чтобы не приходилось долго ждать, пока на тебя обратят внимание);
- внешний вид медработников: опрятность халата, прическа;
- контакт с врачом: взгляд глаза в глаза, приветливость, умение выслушать, объяснение проблемы доступным языком, идеале - без специальной терминологии;
- результат лечения и его объяснение (в том числе, почему не удалось оправдать каких-либо ожиданий пациента).
«Словом, начинается все с фасада, внешних признаков. Можно сказать, что удовлетворенность медпомощью зарождается, как любовь с первого взгляда», - резюмирует доктор Власов.
Анна Добрюха
источник : https://www.kp.ru