Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках всероссийского опроса населения поинтересовался мнением более 2 тыс. россиян старше 18 лет о текущей ситуации в сфере здравоохранения и выяснил, как, по их мнению, некоммерческие организации (НКО) и волонтеры могут способствовать ее улучшению. 43% респондентов признали состояние сферы здравоохранения удовлетворительным. Почти столько же — 42% — плохим. Только 13% россиян оценили его как хорошее, оставшиеся 2% затруднились ответить. Результаты, отметим, в целом не противоречат итогам опроса центра социального проектирования «Платформа» и компании «Онлайн Интервьюер» (см. “Ъ” от 18 декабря 2023 года): 44% сказали, что «скорее довольны», а 54% «скорее недовольны», отвечая на похожий вопрос.
Почти половина респондентов ВШЭ (47%) считает, что деятельность НКО в области здравоохранения является особенно необходимой в нашей стране — больше, чем в любой другой сфере. При этом только 16% респондентов полагают, что НКО там реально работают.
В первую очередь население ждет от представителей некоммерческого сектора контроля за работой медицинских учреждений — этот вариант выбрали 48% опрошенных. 46% полагают, что НКО могут защитить права пациентов.
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова рассказывает, что аналогичные вопросы задавались и руководителям НКО. Оказалось, что те видят ключевой задачей защиту прав пациентов, а контроль, о котором говорят граждане, для них находится только на третьем месте по значимости. На втором — информирование о качестве работы медучреждений, которое граждане, напротив, не считают приоритетным. Госпожа Мерсиянова подчеркивает, что в целом НКО играют важную роль в обеспечении доступности, качества и равенства здравоохранения для всех членов общества. Так, отмечает она, НКО могут оказывать медпомощь в местах, где она недоступна или недостаточно доступна. Представители некоммерческого сектора проводят программы по профилактике и повышению осведомленности о здоровом образе жизни, организуют кампании по вакцинации и другую просветительскую работу. Они предоставляют психологическую помощь, поддерживают медучреждения в приобретении оборудования и медикаментов, помогают в организации доступа к медицинским услугам для малообеспеченных групп населения. НКО, продолжает Ирина Мерсиянова, играют важную роль в борьбе с пандемиями и эпидемиями, такими как ВИЧ/СПИД, малярия, туберкулез. Они оказывают правовую помощь, представляют интересы пациентов перед медучреждениями и госорганами.
Директор социальных проектов VK и руководитель «VK Добро» Александра Бабкина добавляет, что в вопросах здравоохранения НКО играет роль эксперта и партнера.
Хорошим примером, по ее словам, является деятельность фонда помощи хосписам «Вера», который лоббирует изменения в оказании паллиативной помощи людям по всей стране. Программы равных консультантов (люди, которые прошли через опыт того или иного заболевания) в онкологии развивают в фонде «Александра», а среди людей с ВИЧ — в ассоциации «Е.В.А.», продолжает госпожа Бабкина. «Часто бывает так, что некоммерческая организация пилотирует новую медицинскую программу, связанную с помощью с разными заболеваниями, так как близко взаимодействует с теми, кому нужна помощь. К примеру, благотворительному фонду "Жизнь как чудо" благодаря общению с родителями нескольких маленьких пациентов с заболеваниями печени и врачами, удалось найти "серую зону" в диагностике сложных заболеваний печени. В рамках проекта "Гипераммониемия" фонд оснащает больницы специальными аппаратами по измерению аммиака в крови у детей. Это помогает врачам выявлять повышенный аммиак и своевременно назначать корректное лечение»,— говорит она.
Гендиректор Фонда семьи Тиньковых Константин Тихомиров рассказывает, что организация сотрудничает более чем с 70 клиниками по всей России: «Мы вместе определяем зоны, в которых можем помочь, дополнить и усилить друг друга. Мы помогли с закупками дорогостоящего оборудования для региональных клиник, сделали капитальный ремонт, теперь обучаем и повышаем квалификацию среднего и высшего медицинского персонала».
Однако господин Тихомиров подчеркивает, что некоммерческие организации не могут быть «надзорным органом».
Врач-гематолог, медицинский эксперт Фонда семьи Тиньковых Андрей Абросимов указывает, что НКО (как адресные, так и системные) не могут осуществлять контроль за качеством оказания медицинской помощи — это не закреплено текущей нормативно-правовой базой. Зато у НКО есть более важные инструменты: «Практико-ориентированное образование медицинского персонала способно улучшить качество медицинской помощи не одному, а тысячам пациентов».
Юрист фонда «Нужна помощь» Константин Воробьев указывает на сложное законодательство в области здравоохранения — пациент с трудом может самостоятельно определить, на что он вправе рассчитывать по закону. Поэтому, указывает он, граждане приветствуют деятельность НКО по защите прав пациентов в больницах и интернатах, а те, в свою очередь, «действуют безвозмездно и независимо от госорганов и руководства медучреждений»: «Последние нередко препятствуют работе НКО, стремятся ее усложнить, поскольку каждое выявленное нарушение прав пациента — потенциальная проблема для больницы». Впрочем, сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев подчеркивает, что «задача НКО не наказать кого-то, а профилактировать конфликты».
В связи с этим уместно вспомнить о недавних коррективах в законе «О психиатрической помощи»: из него исключили ст. 38, в которой описана обязанность государства создавать независимые службы защиты прав людей с психическими расстройствами. Вместо этого законодатели предложили расширить ст. 46: права пациентов смогут защищать, например, региональные и федеральные чиновники, однако они обязаны согласовывать условия посещения пациента с руководителем медицинского учреждения.
Наталья Костарнова
источник : https://www.kommersant.ru