Министерство здравоохранения Израиля собирало данные о вакцинации и самочувствии привитых. Правительство говорило, что у вакцины нет серьезных побочных эффектов, кроме кратковременного повышения температуры и боли в месте укола. Однако недавняя проверка выявила значительные нарушения. Порядка 200 женщин жаловались на нарушения менструального цикла, однако эти данные не были изучены.
К тому же 82% сообщений о побочных эффектах не стали изучать из-за технических неисправностей и дефицита персонала. Из 345,2 тысячи отчетов Минздрав рассмотрел всего 55 тысяч, а медики изучили лишь 1 тысячу жалоб.
Среди серьезных побочных эффектов вакцин были и случаи миокардита, о которых стало известно благодаря обращению одного из врачей напрямую в Минздрав. Если бы он воспользовался официальной формой на сайте, сообщение могло бы затеряться. В итоге выявили 275 случаев миокардита, большинство пациентов нуждались в госпитализации.
С каждым днем появляется все больше данных о побочных эффектах вакцин от коронавируса. В начале мая компания AstraZeneca отозвала европейское разрешение на свой препарат после признания, что он может вызвать смертельно опасный тромбоз с синдромом тромбоцитопении. На компанию подали 51 иск, общая сумма которых превысила 125 млн долларов.
Датское агентство по лекарственным средствам обнаружило, что вакцина от коронавируса Moderna может вызывать хроническую крапивницу.
В феврале этого года опубликовали масштабное исследование, охватившее 99 млн человек из разных стран мира, подтвердившее связь мРНК-вакцин (Pfizer/BioNTech и Moderna) с редкими побочными эффектами миокардита и перикардита. Вакцина AstraZeneca тоже связана с тромбозом, синдромом Гийена-Барре и острым рассеянным энцефаломиелитом. Другие проблемы — не медицинского характера.
В мае у здания суда в бельгийском Льеже прошла демонстрация родственников и друзей погибших после вакцинации от коронавируса. Они требовали наказать чиновников, заставлявших людей прививаться.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен оказалась в центре скандала, когда выяснилось, что она лично договорилась с главой Pfizer о закупке 1,8 млрд доз вакцины на 20 млрд евро, обходя официальные структуры ЕС. Часть вакцин пришлось уничтожить, что привело к потерям около 4-х млрд евро.
Несколько частных лиц и организаций из разных стран Европы подали на фон дер Ляйен в суд, обвинив ее в узурпации полномочий, уничтожении государственных документов, а также незаконных действиях, обогащении и коррупции. В Льеже теперь решают, какая инстанция будет рассматривать дело, пишет РИА Новости.
Скандалы ударили по фармацевтам, чиновникам и самой идее вакцинации, усилив позиции так называемых антиваксеров. Вред от прививок не так велик, как от COVID-19. По данным Британского кардиологического фонда, на каждые 10 млн привитых AstraZeneca приходится 73 случая тромбов, в то время как среди заболевших коронавирусом тромбы выявляют у нескольких тысяч. Риск миокардита из-за вируса тоже выше, чем после вакцины.
Правда, пользу прививки теперь тяжело доказать. Статистика показывает снижение заболеваемости, но конкретные случаи пострадавших от вакцины привлекают все больше внимания и создают негативный фон.
Содиректор Глобальной сети данных о вакцинах Джим Баттери рассказал, что ни одно клиническое испытание не охватывает десятки миллионов пациентов, поэтому редкие побочные эффекты выявляются позже.
Британский медицинский эксперт Фиона Фокс подчеркнул, что общественное доверие к прививкам зависит от открытой и честной дискуссии. Сокрытие информации о вреде подрывает доверие к вакцинации и может привести к новой эпидемии.