Каждый месяц сотни тысяч россиян ищут через интернет нутрициологов, хотя в стране даже нет профстандарта для таких специалистов. При этом в России работают 150–500 тысяч нутрициологов, чьи советы не только помогают правильно питаться, но порой и подрывают здоровье. Корреспондент 161.RU Ксения Сухоленко рассказывает историю ростовчанки Ангелины, которой обращение в медцентр едва не стоило жизни.
Когда 27-летней Ангелине стало плохо, она отправилась в ближайший к дому медцентр. Девушку встретила Наталья Алексеевна, которая представилась врачом и пригласила пациентку на консультацию. Пообещала, что сможет решить ее проблему и назначила анализы.
Как написано на сайте медцентра, он специализируется на похудении и оздоровлении. Клиника обещает пациентам «сияющий вид, стройное тело и гармонию в душе».
После консультации Ангелина просмотрела страницу Натальи Алексеевны на сайте клиники и выяснила, что медицинского образования у нее нет. Зато был диплом по специальности «Консультант-диетолог» Университета персонализированной диетологии и нутрициологии. А также куча сертификатов о дополнительном образовании, включая один от «Первой школы биохакинга». Кроме того, оказалось, что Наталья — член Ассоциации нутрициологов и коучей по здоровью.
Такой сомнительный набор убедил Ангелину пройти консультацию стоимостью 5 тысяч рублей. Конкретную причину плохого самочувствия «врач» не определила, но курс лечения предложила: Ангелине назначили план питания, БАДы и курс капельниц на 50 тысяч рублей. Именно его, по словам Натальи Алексеевны, нужно было срочно пройти. Менее дорогостоящий аналог девушке не предложили.
— Капельницы я отказалась делать, так как у меня не было таких средств. Когда я сказала, что не рассчитывала на это, мне ответили «А почему вы раньше не сказали?». А меня кто-то вообще спрашивал? Нет, — вспоминает девушка.
На диете Ангелина продержалась около недели. Состояние резко ухудшилось, боли усилились.
— Диета была похожа на общие рекомендации и напоминала кето-диету. [Когда стало хуже], я писала нутрициологу. Она не дала почти никаких рекомендаций. Сказала, что это может быть из-за чего угодно, а с диетой проблем нет.
Самочувствие стало критическим, когда девушка начала чувствовать привкус ацетона во рту. Ангелине то состояние показалось схожим с тем, когда у неё проявился диабет первого типа. О заболевании нутрициолог знала. Ангелина предположила, что у нее кетоацидоз, и прекратила курс. Это затем подтвердил врач, к которому девушка обратилась из-за последствий диеты. Он объяснил, что такой рацион опасен для ее здоровья. Если бы Ангелина придерживалась советов нутрициолога Натальи, все могло бы закончиться кетоацидотической комой.
Кетоацидоз — вариант метаболического ацидоза, связанный с нарушением углеводного обмена и возникающий из-за дефицита инсулина. Последствием кетоацидоза может стать диабетическая кетоацидотическая кома.
Назначенные БАДы девушка не покупала — сомневалась в их эффективности. Приобрести препараты нутрициолог предлагала прямо в клинике.
— Мне сказали, что у меня паразиты по анализам. Я ездила к паразитологу в ЦГБ. Врач мне сказал, что паразитов нет, а тот анализ скорее говорит о воспалении в организме. У меня аллергический ринит и воспаленный кишечника.
Как сообщила Ангелина, на договоре с клиникой не было печати учреждения, инициалов и подписи нутрициолога. В случае осложнений организация не несла ответственности за состояние пациента. В клинике Ангелине ответили, что ей прописали не диету, а рекомендации по питанию, к которым та не прислушалась.
— На сегодняшний день нутрициология ограничивается только вопросами питания. То есть подкорректировать рацион: что-то добавить, что-то убавить. Весь вопрос сейчас в БАДах. Скажем так, [среди специалистов] много разногласий: БАДы не считаются лекарственными препаратами, это добавки к пище, и, по идее, нутрициологи могут их назначать, — пояснила в комментарии 161.RU кандидат медицинских наук Полина Игнатьева, совмещающая эндокринологию и нутрициологию. Мое мнение: даже БАДы должен назначать врач с медицинским образованием. [Если] передозируют жирорастворимые вещества, будет токсический эффект на печень.
Расшифровывать анализы и рекомендовать капельницы нутрициолог без медицинского образования не может. Несмотря на это, многие прописывают капельницы с железом. По мнению Игнатьевой, это врачебная манипуляция.
Есть мнение, что нутрициологи помогают людям без заболеваний. Например, на сайте Института дополнительного медицинского образования имени Бородина говорится, что нутрициолог, в отличие от диетолога «не занимается лечением, его внимание направлено на условно здоровых людей». Но к нутрициологам обращаются не только здоровые люди.
— К нутрициологу не пойдет человек, который ведет здоровый образ жизни и хорошо питается. К нутрициологу пойдет человек, который хочет похудеть, у него ожирение — это уже заболевание. Человек, который хочет набрать вес, у него нехватка массы тела — это уже заболевание. Проблемы с щитовидной железой или ЖКТ, когда хотят наладить рацион, — объясняет Полина Игнатьева.
Получается так, что нутрициологи без медицинского образования корректируют рацион людям с хроническими заболеваниями. Хотя могут лишь учить здоровых людей правильно питаться. Встречи с нутрициологами, которые выходят за рамки своих компетенций, могут ударить по здоровью пациентов.
— Могу сказать по своей практике, что приходят пациенты после нутрициологов — и врач хватается за голову. Начинает разбираться либо с поражением печени, либо с гемохроматозом. Потому что перелили железа. Либо с витамином D выше ста, где токсический эффект, — говорит Игнатьева. — Сейчас есть такие ситуации, когда от неграмотных нутрициологов мы страдаем. Грамотный нутрициолог, конечно, на вес золота.
Подходящий план питания людям с хроническими заболеваниями проблематично составить нутрициологу, у которого нет медицинского образования. Часто, как и в ситуации Ангелины, нутрициологи рекомендуют снизить потребление углеводов. Но это может быть опасно для здоровья:
— Есть «модные» диеты. Раньше была модной диета Дюкана, сейчас на ее месте кето-диета. При диабете 1 типа она категорически противопоказана, потому что кетоз, которые возникает при такой диете, может сильно усугубить диабет. При диабете 1 типа колется инсулин, и, если нет углеводов, то есть риски гипогликемии. Врачи потом должны исправлять эти ошибки. Если нутрициолог назначит кето-диету пациенту с диабетом 1 типа, есть риск того, что он попадет в реанимацию с диабетическим кетоацидозом, — объясняет кандидат медицинских наук.
В Европе нутрициолог и врач работают «в тандеме». Врач расшифровывает анализы, назначает лекарства. А нутрициолог консультирует пациента по вопросам питания, что экономит врачу много времени. По мнению Полины Игнатьевой, такой подход правильный:
И если у нас будет так, это будет прекрасно! - Полина Игнатьева, кандидат медицинских наук
Получить высшее образование по направлению «Нутрициология» нельзя. А чтобы пройти курс допобразования или интенсив, даже не нужно быть врачом. Необязательно и посещать образовательное учреждение — многие курсы проходят онлайн. Цены за «корочку» нутрициолога варьируются от 9 до 90 тысяч рублей.
— Обучение платное, и естественно все сдают экзамены. Нет, скажем так, хороших экзаменов с комиссией, чтобы понять, готов человек или нет. Конечно, есть грамотные нутрициологи, которые не выходят за рамки своих компетенций, — объясняет Полина Игнатьева, имеющая сертификат нутрициолога в добавок к степени кандидата медицинских наук. — Но, к сожалению, мы не можем проконтролировать тот момент, что будут и другие. Кто-то не сильно разбирается в нутрициологии, но хорош в маркетинге. Себя разрекламировали, но образование у них недостойное.
Нутрициолог, к которому обратилась Ангелина, получила диплом в «Университете персонализированной диетологии и нутрициологии» (УПДН). Хотя учреждение и назвали университетом, зарегистрировано оно как «Международный центр дополнительного профессионального образования».
— Я теперь буду выбирать специалиста только с медобразованием и подтверждением назначения с печатью и датой. А за то, что решила просто поверить специалисту бездумно, я заплатила 5000 рублей. И хорошо, что не своим здоровьем! — такой вывод делает Ангелина о своей истории с относительно счастливым концом.
Ксения Сухоленко
источник : https://161.ru