с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Юрист Орешкова рассказала, как оспорить качество медуслуг при подписанном согласии
14 Июня 2024 г.

Время от времени в сводки новостей попадают сообщения о неудачливых пациентах городских и частных клиник, получивших некачественную медицинскую помощь. Большинство таких случаев касается неэффективного лечения или незначительного вреда здоровью, однако иногда, к сожалению, дело доходит и до серьезного ущерба вплоть до летального исхода.
 

Как пострадавшему пациенту или его родственникам восстановить справедливость и не помешает ли этому предварительно подписанное добровольное согласие на оказание медицинских услуг, Общественной службе новостей рассказала адвокат Общества по защите прав пациентов Анна Орешкова.

«Если пациент, как ему кажется, получил некачественную медицинскую помощь, он имеет право обратиться с претензией в лечебное учреждение и мотивированно, подробно объяснить, что ему кажется некачественным. Также если он получал медицинскую услугу по программе ОМС, у него есть право обратиться в свою страховую компанию, написать обращение и изложить суть своей проблемы. Страховая компания проведет проверку, в которой выявит или не выявит дефекты в оказании медицинской помощи», — говорит эксперт.

Орешкова указала, что большинство спорных ситуаций можно решить в досудебном порядке, поэтому пострадавшим пациентам лучше начинать с претензий к лечебному учреждению. Тем более что любая клиника или больница, по-хорошему, должна быть заинтересована в поддержании своей репутации, а значит, и в максимально быстром решении проблем с пациентами.

«Обязательно будет проводиться судебно-медицинская экспертиза»

Если же решить проблему на частном уровне невозможно, то пациент может обратиться в суд или в правоохранительные органы, продолжает юрист. Получить компенсацию понесенных расходов и морального ущерба пострадавший сможет в ходе гражданского процесса, а в случае если действия врачей клиники привели к нанесению серьезного вреда здоровью или смерти пациента, его близкие родственники управомочены подать иск на лечебное учреждение и пожаловаться в прокуратуру и следственный комитет, чтобы добиться уголовного преследования виновников.

«Что в гражданском процессе, что в уголовном процессе, обязательно будет проводиться судебно-медицинская экспертиза, где и будут либо выявлены, либо не выявлены дефекты оказания медицинской помощи, будет или не будет установлена причинно-следственная связь для уголовного направления, — объясняет эксперт. — Поэтому все механизмы есть, они достаточно отработаны. Пациент должен знать свои права».

При этом документы, которые пациент подписывает перед медицинской услугой — как правило, это информированное добровольное согласие — не могут помешать пациенту обжаловать некачественную медицинскую помощь, подчеркнула Орешкова. По ее словам, подписание документов не является формальностью — из этой процедуры пациент должен четко понять, какая медицинская услуга будет ему оказана и с какими последствиями он может столкнуться. Поэтому при подписании документов людям при возникновении сомнений и неясностей нужно задавать вопросы, «потому что потом делать это будет уже поздно», говорит юрист.

«Если будет оказана некачественная медицинская помощь, то это добровольное согласие не будет иметь никакого смысла»

«Но даже если пациент подписал добровольное информированное согласие, это не значит, что он не сможет добиться справедливости в случае возникновения какого-то осложнения, что он лишен права на обжалование или на оспаривание ситуации. Очень часто бывает, что пациент подписывает добровольное согласие очень быстро, совершенно не вникнув в него, а медперсонал ничего при этом не объясняет. Такое бывает даже перед операцией — все подписывается буквально на ходу, и сам пациент может толком ничего понять. Поэтому если будет оказана некачественная медицинская помощь, то это добровольное согласие не будет иметь никакого смысла, — указала она. — Если эксперты увидят дефекты в оказании медицинской помощи, опишут их подробно, то пациент или его родственники смогут добиться справедливости либо в досудебном порядке, либо в суде».

Ранее в разговоре с ОСН президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский сообщил, что если в поликлинике нет нужного врача, поход в частную клинику должны возместить по ОМС.

Андрей Марков
 


источник :  https://vk.com