Из-за скудности выделяемых средств на восстановление медицины понадобятся десятилетия. Началась шумиха вокруг скандалов с мошенниками, которые собирали деньги с добропорядочных людей якобы на лечение российских детей за рубежом. Началось обсуждение необходимости принятия специального закона, регламентирующего работу медицинских волонтёров. Но никто не задаётся вопросом: а почему мы вообще всё это обсуждаем? Почему государственная медицина, на которую стали выделять (если верить докладам чиновников) большие деньги, не в состоянии защитить хотя бы своих детей? Почему в нашем XXI веке мы всё ещё ходим с протянутой рукой, чтоб на собранные средства спасти умирающих малышей? И заметьте, спасти не у нас, а за границей. У нас не могут. Почему?
Эти непростые вопросы мы задали почётному президенту Ассоциации заслуженных врачей РФ, профессору Вячеславу Лазареву.
– Начну с цифр. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, если страна тратит меньше 6 % ВВП на вопросы здравоохранения, то изменений к лучшему в данной сфере ждать не приходится – реформы не идут. Теперь посмотрим, сколько же денег выделяется разными странами. США – 16 % ВВП (это почти 1 трлн долларов), Западная Европа – 10–14 %, Восточная и Центральная Европа – 5–8 %. В России объём гострат на здравоохранение упал с 4,5 % ВВП до 3 %. Здесь комментарии излишни.
Помимо экономической стороны вопроса, есть и организационная. Для того чтобы детей (а да и взрослых тоже) лечить здесь, а не возить за границу, нужна высокоразвитая специализированная медицинская помощь. В каком состоянии она у нас находится? Начнём с простых моментов. Во всех ли поликлиниках есть рентген-кабинеты, кабинеты флюрографии? Далеко не во всех. Скорее всего, из поликлиники вас отправят куда-то на проведение этих исследований. Так что же говорить о более сложных исследованиях, которые нужны очень больным детишкам, когда даже на ранних этапах оказания специализированной помощи у нас ещё много нерешённых проблем. И подчеркну, не у каждого региона есть средства на их решение. А ведь финансирование специальной медпомощи находится на балансах субъектов федерации.
Теперь о том, считаю ли я позором тот факт, что мы, как говорится, всем миром собираем деньги на то, чтобы отправить детей лечиться за границу? В этом процессе часто задействованы специализированные фонды. Да, иногда они выполняют побочную функцию и пиарят какую-нибудь общественную структуру. Но по большей части их работа – это мощнейшая поддержка нуждающимся. Но! Если фонд собирает и отправляет хотя бы одного ребёнка, это нужно не приветствовать и «ура» кричать, а сказать спасибо, что этот ребёнок остался жив. Почему? Потому что в связи с тем, что наши врачи не смогли оказать необходимую помощь, была опасность, что бедный ребёнок просто бы погиб. Хорошо, что фонд успел помочь.
Теперь, что касается роли в этом процессе самого государства. Конечно, стыдно, что оно не может само оказать помощь, и жизнь детей нередко зависит от тех самых фондов. И конечно, стыдно, что во многих случаях смертельно больных приходится отправлять на спасение за рубеж. Особенно много случаев, когда на лечение сложных заболеваний отправляют в Германию. Неужели эта маленькая страна мощнее огромной России? Почему не они к нам, а мы к ним идём за помощью? Уникальность этой страны в том, что она очень высоко развита и в интеллектуальном, и в индустриальном отношении. Какая бы она маленькая ни была, но она является стержнем всего Евросоюза в непростые кризисные времена. Кстати, Германия тратит большой объём средств на вопросы здравоохранения и обучения медперсонала.
А у нас, к большому сожалению, с вводом ЕГЭ уровень подготовки врачей несколько снизился. Да и контроль за их работой оставлять желать лучшего. Посмотрите, у входа в метро до сих пор продаются дипломы медицинских вузов. А потом мы удивляемся, почему у липовых пластических хирургов умирают пациентки, а их самих за многолетнюю горе-практику никто ни разу не привлёк к уголовной ответственности. А потому что лицензии медиков хотя бы периодически надо проверять. Нужен контроль. И к слову, в сфере распределения квот тоже. Пока этот вопрос находится в ведении чиновников, квоты так и останутся их кормушкой.
Конечно, нельзя всё красить в чёрный цвет. Сейчас открываются новые перинатальные, кардиологические центры – это хорошо. Но это точечная помощь. На те деньги, что сейчас выделяет государство на здравоохранение, во всей стране сразу уровень медицины поднять не сможем. На это понадобится ещё лет 20, а то и 30.
источник : ria-ami.ru