Те, кто хоть раз обращался в поликлинику, наверняка замечали, как странно и нерационально распределяется время, отведенное на прием пациентов. Талоны выдаются по времени с интервалом в несколько минут, а по факту прием может осуществляться от 15 до 40 минут, что приводит к возникновению нескончаемых очередей и нарастающего недовольства. О том, кто устанавливает промежуток времени для приема пациентов и законно ли это, рассказал PensNews.
Оказывается, что для врачей установлены временные рамки для приема пациентов, согласно требованиям действующего законодательства. Например, согласно приказа Минздрава №810н от 06.08.2020 «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-гематолога, врача-инфекциониста, врача-онколога, врача-пульмонолога, врача-фтизиатра, врача-хирурга». Ранее приказом Минздрава №290н от 02.06.2015 «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога, врача-акушера-гинеколога» также были установлены временные рамки. В 2016 году приказом рамки были определены для врача-кардиолога, врача-эндокринолога и стоматолога-терапевта.
«Временные нормы применяются в медицинской практике при оказании первичной медицинской помощи в условиях амбулаторного приема. При поступлении пациента в отделение «Приемного покоя» по экстре, прием осуществляется неограниченное время, столько, сколько потребует сбор анамнеза и постановка диагноза. Временные отрезки, установленные Минздравом, предназначены для распределения равномерной нагрузки, расчета рабочего времени исходя из численности медицинского персонала. Бывает так, что какая-нибудь сельская амбулатория, где находится один фельдшер, не в состоянии охватить всех пациентов, которые обращаются на прием, потому что кроме оказания помощи в амбулаторных условиях, фельдшеры осуществляют выезда на дом к пациентам, уезжают за медикаментами», - объясняет заведующая терапевтическим отделением Юлия Александровна Мажуга.
Так законом определены следующие временные нормы по приему одного пациента:
1.. Врач-офтальмолог – 14 минут;
2. Врач педиатр-участковый1 – 15 минут;
3. Врач терапевт-участковый – 15 минут;
4. Врач-оториноларринголог – 16 минут;
5. Врач-инфекционист – 20 минут;
6. Врач-невролог – 22 минуты;
7. Врач-акушер-гинеколог – 22 минуты;
8. Врач-онколог – 23 минуты;
9. Врач-пульманолог – 26 минут;
10. Врач-хирург – 26 минут;
11. Врач-фтизиатр – 35 минут.
«В указанный промежуток времени предусмотрено проведение осмотра пациента, консультации врачом, обследований узкого спектра, заполнение документации. Кроме того, при наличии ухудшения и обострения эпидемиологической обстановки в населенном пункте, время, отведенное на прием врачей, может быть сокращено еще больше. Если этого не сделать, принять каждого пациента и оказать ему помощь будет невозможно», - объясняет специалист.
Юлия Александровна рассказывает, что установленные нормы работают больше не на врачей, а на экономический отдел медицинского учреждения, так как позволяют определить нагрузку на врача и размер заработной платы, который рассчитывается исходя из рабочих часов. Что касается самих врачей, то для них эти нормы являются больше рекомендательными, чем назидательными.
«Как правило, врачи могут существенно сократить время проведения прима пациента или же, наоборот, увеличить. В обоих случаях врач все равно будет «виноват». В-первом случае за то, что формально и слишком быстро осуществляет прием пациентов, что не позволяет в должной мере оказать квалифицированную помощь, во-втором случае, количество недовольных пациентов будет расти по мере задержки по времени, указанному в талоне. Люди вынуждены пропускать свое время, на которое они рассчитывали, при этом не стоит забывать, что в поликлинику обращаются с проблемами, а это значит, пациенты должны как можно скорее получить помощь, что сделать в установленные сроки невозможно», - рассказывает специалист.
Она объясняет, что врач имеет право сокращать и продлять время приема пациента в зависимости от сложности его состояния и диагноза, сдвинув имеющуюся очередь. Пациентам придется ждать, жалобами тут, к счастью или сожалению, не помочь.
источник : https://pensnews.ru