Запись к врачу нередко становится настоящим квестом. Казалось бы, электронная очередь должна была бы облегчить процесс и отсечь случайных пациентов «мне только спросить». Но в реальности люди месяцами не могут попасть в поликлиники.
Пациенты встают в шесть утра и целыми днями висят в интернете, чтобы поймать нужный талончик, или выстаивают длинные очереди перед открытием медицинских учреждений, чтобы записаться через специальный терминал. Но в итоге все равно терпят неудачу. Проблема одинаково касается как столицы, так и регионов.
Отчаявшись, многие задают вопрос на тематических сайтах и форумах: есть ли какие-то волшебные способы попасть к нужному специалисту в срок и без нервов? Мы пытались найти рабочие лайфхаки, а в результате, кажется, поняли, почему идеальный на первый взгляд механизм записи к врачу регулярно дает сбои.
«Мне нужно попасть к определенному неврологу. Вот уже две недели я встаю в семь утра и караулю запись целый день на планшете, – говорит москвичка Татьяна. – Бывает, люди отменяют прием в последний момент и можно поймать хоть какой-то талон. Но мне не везло. Через две недели я наконец прорвалась на горячую линию ЕМИАС, там сказали: «Ждите». Не знаю, чудо или совпадение, но через час появилось окошко с записью на ближайшие три дня».
Еще одна жительница столицы, Елена, жалуется, что месяцами не может попасть к гинекологу. «И даже не к какому-то конкретному специалисту, я уже согласна на любого! Но из-за того, что нужно оказаться на приеме в определенный день цикла, это превратилось для меня в непосильную задачу», – делится женщина. По словам Елены, даже по утрам она регулярно читает на Mos.ru и в ЕМИАС сообщение: «Нет свободных врачей выбранной специальности». А если запись вдруг появляется, она не совпадает с ее рабочим графиком или выпадает на день, когда показываться женскому доктору бессмысленно.
Когда окошко наконец удалось поймать, Елена вдруг заболела. Перенести визит к врачу не получилось: система предлагала перезаписаться только на день, предшествующий приему.
«Я пыталась записаться через «Госуслуги», ЕМИАС, Mos.ru, и везде стандартный ответ: «Нет врачей выбранной вами специальности» или «нет данных». В ЕМИАС в какой-то момент выскочил телефон горячей линии, и я решила позвонить уже и туда.
Со мной разговаривал бот, потом все же удалось выйти на оператора. Он попросил назвать номер полиса, долго вводил данные. А затем сообщил: «Нет врачей выбранной вами специальности». Большое спасибо, конечно!»
Александр Мохов, доктор юридических наук, эксперт в области медицинского права, профессор, главный научный сотрудник Всероссийского государственного университета юстиции, считает, что невозможность записаться на прием связана прежде всего с нехваткой кадров. Медиков просто не хватает на всех желающих, отсюда и надпись «нет врачей выбранной вами специальности»
«Недостаточность кадров была и в советское время. Люди звонили в поликлинику, приходили туда лично, конфликтовали в регистратуре. Когда пациентов стали записывать через «Госуслуги», это рассматривалась как «хитрая замена». Сейчас все происходит дома: человек сидит у компьютера и злится, что нет записи. Зато в самом лечебном учреждении тихо и спокойно», – объясняет Мохов.
Александр Саверский, президент Лиги защиты пациентов, говорит, что записаться к узкому специалисту невозможно не только из-за нехватки докторов, но и изменений алгоритма приема. В некоторых лечебных учреждениях введено правила: сначала в обязательном порядке следует обратиться к терапевту, чтобы уже тот выписал направление к нужному узкому специалисту, и это создает дополнительные сложности и очередь.
Зная свои симптомы, пациенты все равно вынуждены массово идти на прием к терапевтам, которые и без того перегружены работой. «При этом в самих поликлиниках существует внутренняя конкуренция. Терапевты заинтересованы в том, чтобы не направлять пациентов к узкоспециализированным коллегам, так как это может сократить их доход. Они стараются самостоятельно лечить до последнего, даже если это выходит за рамки их компетенции», – резюмирует правозащитник.
Очереди сохраняются не только на живых специалистов, но и на высокотехнологическую помощь. Так, плановые обследования МРТ в Москве нередко проводят по ночам. Об этом тоже сообщают пользователи в интернете: «Знакомый надолго завис у терминала записи: 1 час ночи, 2 часа ночи, 3 часа… Выбрал в итоге 4 утра. Когда терминал выдал талончик, оказалось, человека направили вообще в другой конец столицы. Метро ночью, понятно, не работает, такси туда-сюда – тысячи три-четыре».
«Чтобы записаться на бесплатный МРТ в Москве, действительно нужно было пройти десять кругов ада, – говорит москвичка Джамиля. – Мне это стоило почти два месяца жизни. В апреле сын получил травму, а на МРТ его записали 1 июня. Мы живем в районе Кутузовского, а на МРТ поехали в Сокольники, почему-то нам только в три детские больницы дают направление на обследование».
По законодательству срок прохождения МРТ составляет не более 14 дней с момента получения направления. То есть либо в ночи, либо в частной клинике. У последних, кстати, тоже есть поздний прием, который стоит процентов на 20–30 дешевле. Понятно, что большинство пациентов, особенно когда диагноз не терпит отлагательств, предпочитают заплатить. Хотя подобные исследования стоят недешево: от 5000 и выше. Пенсионерам и бюджетникам они не по карману.
Что же делать? В соцсетях люди обсуждают способы, как своевременно получить врачебную помощь при таких вводных.
Большинство сходятся на том, что при необходимости лучше потратить какое-то количество денег, но получить быструю консультацию или пройти исследование. Например, если речь идет о подозрении на онкологию. Или если требуется сдать элементарные анализы мочи или крови, чтобы попасть на прием уже с ними и ускорить процесс лечения. Кстати, во многих случаях официально работающим гражданам часть средств удастся потом вернуть через налоговую льготу. Только для этого необходимо собирать все чеки и направления.
Есть те, кто едут за медпомощью в регионы, где цена на нее гораздо ниже. А еще можно совместить первое со вторым. «Я поехала в Тамбовскую область к родственникам, чтобы сделать МРТ головного мозга с контрастом в два раза дешевле, чем в Москве, – рассказывает москвичка Раиса. – В конце года по НДФЛ верну еще 13%. Мне это показалось гораздо удобнее и выгоднее, чем ждать в Москве у моря погоды».
Многие говорят, что быстро решить ситуацию в свою пользу и добиться приема помогло желание… пожаловаться. Но не по телефону, а как в старые добрые времена, посетив поликлинику лично.
«Оформляли ребенку квоту на высокотехнологичную медпомощь, параллельно инвалидность, – рассказывает москвичка Светлана. – Три недели педиатр рассказывала, как сложно ей оформить выписку, а после поездки в Департамент здравоохранения, как там услышали, что дальше мы едем в прокуратуру, за полдня все сделали, и заведующая лично проконтролировала». А вот еще одна рабочая схема: «Несколько лет назад в нашей детской поликлинике отказались давать талоны к врачам. Со злости накатала злобный пост в местном паблике ВК. Талончики к врачам тут же нашлись. Мы тогда за день шесть врачей прошли с сыном. Сидим у окулиста, она говорит: «У вас ошибка в направлении». Я говорю, я-то тут причем, не я его писала. Врач куда-то звонит: «Тут ошибка!», а ей в ответ: «Они жалобщики. Не связывайтесь». И все, прием она закончила молча», – рассказывает Татьяна.
Особенно активные россияне, устав добиваться положенного, подают в суд. Так, житель Владимирской области Алексей К. (имя и фамилия изменены) в 2019 году, страдая болями в желудке, не смог попасть к гастроэнтерологу в областную больницу, которая располагалась в 30 км от дома.
Занятость не позволяла мужчине лично доехать и выстоять очередь за талоном. Поэтому он решил записаться на прием через сайт «Регистратура33» (портал здравоохранения Владимирской области с электронной регистратурой. – Ред.), но расписание врачей оказалось недоступным.
Алексей обратился в региональный Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ), который отвечает за работу сайтов медорганизаций. Там кивнули на областную больницу, мол, работа электронной регистратуры – их зона ответственности. Областная больница заявила, что записать Алексея не может, потому что ее база пациентов от единой. Мужчине предложили просто пойти в местную амбулаторию, куда он уже получил бумажное направление. Алексей разозлился и пошел в суд, так как посчитал, что нарушено его право на своевременное и бесплатное получение медицинской помощи.
Владимирский районный суд признал виновными руководителей областной больницы, головинской амбулатории и МИАЦ и потребовал наладить работу информационной системы.
В июле 2020 года истец заявил суду, что все-таки получил электронное направление от терапевта головинской амбулатории, но записаться через интернет опять не смог. Однако в новом иске, который он подал уже по этому поводу, Алексею отказали, так как посчитали, что главное его требование – получить электронное направление – выполнено. К счастью, почти за год судебных тяжб желудок у Алексея прошел и больше его не беспокоил. И это, пожалуй, единственная хорошая новость во всей это невеселой истории.
В официальном комментарии на этот материал Департамент здравоохранения города Москвы заявил порталу «Милосердие.ru», что по состоянию на сегодняшний день средние сроки ожидания приема терапевта составляют один день, а с начала 2024 г. 97% пациентов самостоятельно записались на прием к участковому врачу в первые 3 дня. «Также 95% пациентов могут самостоятельно записаться на прием врачей специалистов в течение ближайших 7 дней, причем в среднем свободные слоты в поликлиниках открыты на ближайшие 2 дня. К специалистам по направлению терапевта можно записаться в ближайшие 3-4 дня», – сообщает ведомство. В департаменте пообещали лично разобраться со случаями, описанными в данном материале.
Столичный Департамент здравоохранения также напоминает, что запись к врачам доступна на 14 дней, а новые слоты открываются каждый день в 7:30 утра. В случае острых состояний пациент может получить медицинскую помощь в день обращения, обратившись к дежурному врачу в порядке живой очереди.
Кадровые проблемы Депздрав отрицает: по их информации, численность врачей в медицинских организациях Москвы сегодня превосходит показатели 2010 года, и в настоящее время в Москве отмечается стабильная обстановка по укомплектованности государственных учреждений здравоохранения квалифицированными кадрами.
Екатерина Сажнева