Вправе ли клиника оформить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство на весь период лечения? Какие сведения нужно внести в него? Ответы на эти и другие вопросы по данной теме читайте в обзоре.
Клиника проводила гемодиализ по ОМС. Страховая компания выявила нарушение: в медкартах не было согласий на процедуру. Клиника полагала, что согласие можно получить раз в год (в январе его оформили, а в спорный период – нет).
11-й ААС указал:
для получения первичной медико-санитарной помощи пациенты дают согласие на ряд вмешательств по перечню. Любое вмешательство, которого нет в перечне, требует отдельного согласия;
согласие – одноразовый документ, его нужно оформлять перед каждым вмешательством.
К тем же выводам пришел 3-й ААС.
Клиника провела пластическую операцию (эндопротезирование молочных желез и др.). Эстетический результат не согласовали. Пациентку он не удовлетворил. Судебно-медицинская экспертиза подтвердила, что операция привела к негативным последствиям (неправильный линейный рубец, асимметрия груди, деформация правой молочной железы). С клиники взыскали стоимость операции, компенсацию морального вреда и пр.
2-й КСОЮ отметил, что в согласии нет подробной информации:
о предполагаемых результатах лечения;
возможных негативных последствиях, их характере и степени тяжести;
степени риска операции.
Суд принял во внимание, что пациентка не обладает медицинскими познаниями, в силу чего не могла осознавать последствия операции, очевидные для врача.
АС Уральского округа отметил, что в согласии на анестезию должен быть указан способ анестезии, даже если для такого согласия нет утвержденной формы.
Напомним, перечень сведений, которые нужно включить в документ, определен в ч. 1 ст. 20 Закона об охране здоровья.
По итогам экспертизы по ОМС страховая компания уменьшила оплату за то, что клиника не указала в согласии препарат, который вводили пациенту при химиотерапии. Фонд санкции поддержал.
АС Волго-Вятского округа встал на сторону клиники:
пациенты дали согласие на введение лекарств по назначению врача;
закон не обязывает отражать в согласии конкретные препараты и их комбинации.
Отметим, по закону медорганизация должна информировать пациентов об используемых лекарствах и медизделиях, а несовершеннолетних (их представителей) – о безопасности лекарств, ожидаемой эффективности, степени риска для пациента и др. Рекомендуем отражать в документе, что такие сведения предоставлены.
Пациент поступил в стационар с подозрением на инфаркт миокарда. Его выписали через 6 ч из-за отказа от перевода в инфекционный стационар (тест на COVID-19 дал положительный результат). Страховая компания провела экспертизу и наложила санкции за преждевременную выписку. Фонд с ней согласился. Клиника полагала, что не нарушила закон, так как пациент отказался от перевода, а его состояние стабилизировалось.
6-й ААС пришел к таким выводам:
при поступлении в отделение неотложной кардиологии пациент выразил согласие на оказание медпомощи, последующего отказа от лечения не было;
отказ от перевода в другой стационар нельзя приравнивать к отказу от медицинского вмешательства;
клиника должна была оказать помощь по основному заболеванию и принять противоэпидемические меры.