Специалисты Центра защиты прав граждан помогли пациенту получить заветный талон и пройти обследование.
Житель Кемеровской области Семен Потапов* – постоянный «клиент» поликлиники. Мужчина инвалид по заболеванию опорно-двигательного аппарата, поэтому он частый гость в медучреждении. Но три года назад добавился еще один диагноз «аденома предстательной железы». Теперь ему, помимо прочего, нужно каждые полгода наблюдаться у уролога и проходить трансректальное ультразвуковое исследование (ТРУЗИ).
Если запустить болезнь, то аденома может перейти в стадию онкологии. Поэтому Потапову нельзя пропускать обследования. Но в этом году из-за большого количества пациентов и дефицита врачей попасть на процедуру стало практически невозможно. Очередь растянулась больше чем на полгода.
Семен Потапов получил направление на ТРУЗИ еще в декабре 2023 года, но в регистратуре не смогли записать на обследование из-за отсутствия «окошек», пообещав сообщить дату позже. В итоге мужчина просто зря прождал полгода. В мае он по второму кругу получил направление уролога и даже взял талон. Однако за пару дней до обследования прием просто отменили.
– На все мои вопросы в поликлинике отвечали, что медиков категорически не хватает. В нашем городе процедуру ТРУЗИ проводит только один врач. И делает он это лишь раз в неделю, и то принимает всего по 10 человек в день. Очередь на обследование – полтора года! Такими темпами я попаду на обследование только в 2026 году! Но я должен делать ТРУЗИ раз в полгода, пропускать категорически нельзя. Иначе рискую получить онкологию на последней стадии, – жалуется Потапов.
Инвалид устал терпеть такое издевательство и пожаловался в Центр защиты прав граждан.
– Это грубое нарушение со стороны медицинской организации. Максимальный срок ожидания лабораторных и диагностических исследований: ТРУЗИ, УЗИ, рентген, маммография, МРТ, КТ, ангиография и так далее, – 14 дней со дня назначения. Если поликлиника нарушает этот срок, то необходимо жаловаться главврачу, в Минздрав или Департамент здравоохранения. Еще можно обратиться в страховую компанию, где у пациента оформлен полис ОМС. У страховщиков есть особые полномочия – от направления претензии главврачу до экспертизы качества медицинской помощи, – разъяснила специалист Центра защиты прав граждан в Кемерове Людмила Светличная.
Чтобы разобраться в ситуации специалисты Центра и заместитель председателя Парламента Кузбасса, депутат партии «Справедливая Россия – За правду» Юрий Скворцов обратились в Министерство здравоохранения Кузбасса.
И, как говорится, лед тронулся. В ведомстве сообщили, что второй прием Потапова отменили из-за того, что врач, который проводит обследование, находился в отпуске. Пациента записали на ближайший свободный день.
Заявитель сообщил, что успешно прошел процедуру ТРУЗИ.
* имя и фамилия изменены по просьбе заявителя.
Центры защиты прав граждан – социальный проект политической партии «Справедливая Россия – За правду», созданный по инициативе председателя партии Сергея Миронова. Проект получил поддержку Президента России Владимира Путина в декабре 2014 года.
Центры работают под эгидой Министерства труда и соцзащиты РФ. Сегодня в 83 регионах страны открыты 115 приемных. В том числе в Новороссии. Узнать адрес ближайшего Центра можно по ссылке. За 9 лет правовую помощь в Центрах получили более 17 млн человек. Гражданам вернули почти 73 млрд рублей.
|
Что считается нарушением прав пациента:
Требование оплатить медуслуги, которые гарантированы бесплатно по полису ОМС.
Понуждение в период стационарного лечения к покупке лекарств и изделий медицинского назначения, которые входят в перечень жизненно необходимых лекарств и медицинских изделий.
Несоблюдение сроков предоставления плановой медпомощи, установленных Программой государственных гарантий, при наличии направления от врача.
Отказ в плановой госпитализации при наличии направления или в экстренной ситуации.
Невозможность попасть на необходимое обследование или консультацию к узкому специалисту по направлению от участкового врача.
Направление врачом пациента в коммерческие медицинские организации для выполнения платных исследований, предусмотренных Программой госгарантий как бесплатные по полису ОМС.
Неудовлетворенность качеством оказанной медицинской помощи и врачебные ошибки, которые привели к ухудшению здоровья пациента, вплоть до инвалидности.
Если нет талонов или превышены сроки ожидания врачебного приема
В первую очередь необходимо обратиться к руководству медицинской организации. Это может быть главврач или его заместитель по лечебной части, завотделением или старшая медсестра. Медучреждение обязано направить вас на бесплатный прием или обследование в другую медорганизацию.
Но самый оперативный способ решить проблему – позвонить в страховую компанию, где у вас оформлен полис ОМС. Прямая обязанность страховых представителей – работать с обращениями граждан, застрахованных в системе ОМС. Кроме того, представители страховых медицинских компаний обладают особыми полномочиями – от направления претензии главврачу до экспертизы качества медицинской помощи в целом медучреждении.
При выявленном нарушении медорганизацию могут оштрафовать. Поэтому после вмешательства страхового представителя дефицитный талон обычно сразу же находится.
Если медучреждение действительно столкнулось с поломкой диагностического оборудования, специалиста нет или к нему запись на месяц вперед, страховой представитель поможет пройти обследование или попасть на прием к врачу в другом медучреждении.
Помощь страхового представителя оказывается бесплатно. Прием или обследование в другом медучреждении тоже проводится бесплатно.
Если отказали в приеме по полису из другого региона
Часто россияне, оказавшись в другом регионе (отпуск, командировка, поездка к родственникам), не могут получить неотложную и первичную медпомощь.
Причина отказа в приеме – «полис не нашей страховой компании». Это грубейшее нарушение прав пациента!
В ст. 45 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» указано, что полис ОМС является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС на всей территории РФ.
Если в приемном покое больницы или в регистратуре поликлиники вам отказали в приеме с «чужим полисом»:
1. Обратитесь с устной жалобой к заведующему отделением, заведующему поликлиникой или к заместителю главного врача по лечебной работе.
Если руководство поликлиники или стационара настаивает, что не может вас принять без «местного полиса ОМС», напишите жалобу и потребуйте письменного отказа с указанием причины.
2. Одновременно с этим позвоните в свою страховую медицинскую компанию.
По полису ОМС пациента обязаны бесплатно принять в любом государственном медучреждении на территории РФ. Экстренные виды помощи обязаны оказать даже в случае, если у пациента вообще нет полиса ОМС.
СОВЕТ: Если вы переехали на постоянное место жительства в другой регион, необходимо прикрепиться к поликлинике по месту жительства. При прикреплении у вас попросят предъявить полис ОМС. При отсутствии представительства страховой компании, от которой у вас был полис по прежнему месту жительства, получите полис в «местной» страховой компании.
Если закрыли медпункт, а до ближайшей больницы десятки километров
В России существует стандарт оснащения территорий медицинскими организациями в зависимости от численности населения. Полный перечень указан в Приказе Минздрава РФ от 27 февраля 2016 года №132н.
станция скорой медицинской помощи – 1 на 50 000 человек и выше;
амбулатория – 1 на 2000–10 000 человек;
поликлиника – 1 на 20 000–50 000 человек;
детская поликлиника – 1 на 10 000–30 000 детей;
участковая (сельская) больница – 1 на 5000–20 000 человек;
городская больница – 1 на 20 000–300 000 человек;
детская городская больница – 1 на 20 000–200 000 детей;
районная больница – 1 на 20 000–100 000 человек.
Если в небольшом населенном пункте прекратился врачебный прием, необходимо обратиться в местную администрацию.
Если стандарты доступности медпомощи нарушены, а местная администрация не реагирует на жалобы:
1. Обратитесь в прокуратуру. В рамках прокурорского надзора прокуратура обязана проверить соблюдение прав пациентов при оказании медпомощи в рамках ОМС, а также соблюдение ст. 41 Конституции РФ, гарантирующей право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
2. Позвоните в страховую медицинскую компанию, от которой у вас оформлен полис ОМС. Страховщик обязан принять меры к обеспечению доступности и своевременности оказания медпомощи.
Если в поликлинике требуют заплатить за бесплатные медуслуги
При оказании медицинской помощи в стационаре осуществляется бесплатное лекарственное обеспечение в пределах установленного Правительством РФ Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Кроме того, пациента обязаны бесплатно обеспечить расходными материалами и изделиями медицинского назначения, медицинским инструментарием, необходимыми для лечения.
Если вы оказались в ситуации, когда нет возможности удостовериться, что медицинская услуга должна быть оказана бесплатно, а позднее выяснили, что с вас взяли деньги незаконно, существует два способа возмещения расходов:
1. Обратитесь с требованием к руководителю медучреждения. Для этого важно сохранить все чеки и копии договоров об оказании платных медицинских услуг.
2. Обратитесь в свою страховую компанию, предоставив те же документы.
Страховая компания проверит обоснованность расходов. В случае, если деньги взяли за те услуги, что гарантированы бесплатно, деньги вернут, а больницу накажут.
Если вынуждают оплатить транспортировку в другую медорганизацию для консультации или исследования
Взимать с пациента деньги при направлении в другое медучреждение за получением медуслуг незаконно! Если поликлиника или больница не могут сделать необходимый анализ, провести диагностику, любую другую манипуляцию или процедуру – это не ваши проблемы.
На уровне регионов ТФОМСы обязаны определить порядок предоставления транспортных услуг пациенту, находящемуся на лечении, в другое медучреждение.
Если лечащий врач настаивает, чтобы вы за свой счет съездили в соседнюю больницу на рентген, УЗИ, КТ или сдать анализы:
1. обратитесь с жалобой к заведующему отделением, главврачу;
2. одновременно с этим поставьте в известность страховую медицинскую организацию, выдавшую вам полис ОМС.
Страховой представитель проконсультирует вас и на корню пресечет попытку вымогательства.
Если вас просят заплатить за услугу, а вы не знаете, положена вам такая услуга по полису ОМС бесплатно или нет, свяжитесь со своей страховой компанией.
Обязанности страховой компании по защите прав пациента
Основная задача страховой компании – защищать ваши права пациентов. Для этого в каждой страховой медицинской организации есть страховые представители. Это своего рода бесплатные адвокаты пациентов.
В каких случаях срочно жалуемся страховщикам:
отказали в предоставлении медпомощи при экстренном или неотложном состоянии из-за отсутствия полиса или полиса, полученного в другом регионе;
предлагают оплатить медицинские услуги, которые положены бесплатно, или направляют за такими услугами в платную клинику;
врач не пришел на вызов;
вы стали жертвой врачебной ошибки, но чтобы это доказать, потребуется экспертиза качества оказанной медицинской помощи;
не выдают направление на диагностические услуги, без которых нет возможности поставить диагноз;
превышены сроки плановой госпитализации в стационар, а сроки ожидания приема врача-специалиста или направления на исследования превысили 14 рабочих дней;
во время стационарного лечения вынудили оплатить лекарства и медизделия, а возмещать личные расходы не хотят;
отказали в проведении диспансеризации и профилактического осмотра.
Чем поможет страховщик:
попасть на прием к нужному специалисту и получить направление на плановую операцию в стационар без нарушения сроков и в положенных объемах;
организовать проведение нужных исследований (УЗИ, МРТ, КТ, ЭКО и другие инструментальные и лабораторные исследования) без нарушения сроков и в положенных для постановки диагноза объемах;
сменить поликлинику или лечащего врача;
вернуть деньги за навязанные расходы, если врач или медучреждение вынудило пациента заплатить за то, что положено бесплатно по полису ОМС;
получить на руки медкарту или копии медицинских документов пациента, если медучреждение отказывает в выдаче таких документов;
провести экспертизу качества медпомощи в случае бездействия медучреждения или возникших в результате лечения негативных последствий для здоровья.
В большинстве крупных страховых медицинских организаций работают круглосуточные многоканальные телефонные линии. Представитель страховой медицинской организации обязан зафиксировать ваше обращение и принять меры по защите нарушенных прав пациента.
В случае неустранения администрацией медорганизации выявленных недостатков представитель страховой компании направляет служебную записку директору страховой медицинской компании. Тот в свою очередь ставит в известность Территориальный ФОМС.
Для решения проблем лучше обратиться в свою страховую. Но! Консультацию можно получить у представителя любой страховой компании.
Порядок рассмотрения обращений граждан страховыми медицинскими организациями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
При индивидуальной устной консультации, в том числе по телефону горячей линии, специалист страховой медицинской организации, осуществляющий консультацию, дает ответ при обращении гражданина в процессе беседы.
При работе с обращениями граждан на официальных сайтах СМО, полученными в электронном виде, ответ дается ответственным специалистом по существу вопроса в течение 30 дней.
При работе с электронными обращениями в режиме «вопрос – ответ» – в режиме реального времени.
Общий срок рассмотрения письменных обращений граждан – 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В случае проведения соответствующих проверок, экспертизы качества медицинской помощи, дополнительного истребования материалов, необходимых для принятия решений (экспертных заключений), а также принятия других мер сроки рассмотрения могут быть продлены еще на 30 дней.
При этом в течение месяца с момента регистрации обращения заявителю письменно сообщается о продлении срока рассмотрения обращения и о принятых мерах.
Что делать, если страховая компания не реагирует
Если страховая компания не вмешивается в конфликт с медорганизацией или не отреагировала на ваше обращение, жалуйтесь на нее в Территориальный Фонд ОМС (ТФОМС).
Для этого следует подготовить письменный запрос, в котором изложить ситуацию и сообщить о бездействии страховой компании по защите ваших прав пациента. На жалобу ТФОМС ответит не позднее 30 календарных дней.
Елена Максакова
источник : https://domsovet.tv