с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Минздрав попросили внести в перечень жизненно важных четыре онкопрепарата
10 Октября 2024 г.

Общественная организация «Движение против рака» попросила Минздрав включить в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) четыре инновационных онкопрепарата. Как пишет РБК, соответствующее письмо организация направила на имя премьер-министра Михаила Мишустина, главы Минздрава Михаила Мурашко, а также директора департамента аудита здравоохранения и спорта Счетной палаты Романа Щеглеватых.
 

Речь идет о препаратах лорлатиниб, асциминиб, трастузумаб дерукстекан и соторасиб. Например, стоимость лорлатиниба (выпускается американской компанией Pfizer под брендом «Лорвиква») после внесения в список ЖНВЛП могла бы вдвое снизиться: с 343 тысяч до 183 тысяч рублей. К тому же это единственный представитель нового, третьего поколения таргетной терапии рака легкого, поясняют общественники. Благодаря этому лекарству больной может прожить семь лет, а не восемь месяцев, как было до появления таргетной терапии.

А трастузумаб дерукстекан (продается под брендом «Энхерту» британской фармкомпании AstraZeneca) увеличивает более чем в два раза выживаемость пациенток с диагнозом «метастатический рак молочной железы». В случае включения в перечень ЖНВЛП его цена может снизиться почти на треть: с 134,5 тысячи до 92 тысяч рублей.

Аналогичные аргументы по цене и эффективности лечения есть по каждому из четырех наименований. Как говорят в организации «Движение против рака», препараты объединяет то, что все они, во-первых, инновационные и исключительно эффективные в своей линии, и, во-вторых, обращения по поводу их закупки, жалобы на их нехватку приходят от пациентов и врачебного сообщества чаще всего.

Лекарства из перечня ЖНВЛП государство бесплатно выдает льготным категориям граждан. Цены на эти лекарства фиксируются, что позволяет региональным бюджетам закупать их для больниц и аптек не выше определенной стоимости независимо от производителя.

На практике, если лекарство от рака, которое назначает врач, не входит в этот список, пациент может потерять много драгоценного времени, а в конечном счете и жизнь, отмечает зампредседателя координационного совета «Движение против рака», член общественного совета при Минздраве России Галина Маргевич:

Галина Маргевич зампредседателя координационного совета «Движение против рака», член общественного совета при Минздраве России «Если препарат в ЖВ не входит, необходимо решение врачебной комиссии. Более того, препараты не из перечня ЖНВЛП назначаются по жизненным показаниям. То есть до этого пациент имеет какую-то историю лечения, почему врачи и должны прийти к выводу, что жить он без него не сможет. Либо, например, пациента уже лечили, излечили, выявили у него какую-то мутацию, и есть препарат только для этой мутации, больше никакой другой ему не подойдет. Если пациента этим препаратом не обеспечить, его жизнь может закончиться гораздо быстрее. Процедура очень большая, необходима врачебная комиссия. Не факт, что врачебная комиссия назначит, возможно, она найдет какие-то еще линии терапии. Пациент, скорее всего, поедет в федеральный центр, будет просить решения федерального консилиума, вернется в регион. Тоже не факт, что его обеспечат этим препаратом, потому что его стоимость достаточно высока. То есть хорошо, если все случится, тогда будет закупка, но на эту процедуру закупки можно закладывать тоже где-то месяц. Если сразу все не случится, это обращения в Росздравнадзор, в Минздрав, возможно, в прокуратуру, в суд, это три-четыре месяца».

В августе комиссия Минздрава уже рассматривала возможность включить названные препараты в ЖНВЛП, но в итоге приняла отрицательное решение. Это спровоцировало критику, в том числе со стороны Лиги защитников пациентов. Изначально список задумывался для сдерживания цен на наиболее часто употребляемые лекарства. Но в итоге он стал перечнем медикаментов, предпочтительных для назначения врачами, возмущается президент лиги Александр Саверский:

Александр Саверский президент Лиги защитников пациентов «Он был создан для установления регулирования цен на лекарства, а сейчас он вдруг приобрел терапевтическое значение. Врачи назначают лекарства, которые есть в перечне или нет в перечне. Соответственно, не могут их назначать. Получается, что эта комиссия зашла на поляну разработки клинических рекомендаций, которые определяют как раз терапию и решают, чем лечить россиян. Учитывая, что в состав этой комиссии входит меньше половины врачей, там очень много чиновников вообще из других министерств, решение этой комиссии в этой части выглядит абсолютно нелепо».

В начале октября глава Минздрава Михаил Мурашко сообщил, что с 2025 года расходы на льготные лекарства планируется увеличить более чем на 6 млрд рублей.

Светлана Чередникова
 


источник :  https://www.bfm.ru