Клинические рекомендации не могут учитывать возможности материально-технической базы конкретной медицинской организации. В сложной ситуации врач должен «подумать, обосновать свое мнение, заручиться поддержкой коллег — и тогда не будет никаких проблем», заявил академик РАН Григорий Ройтберг.
Клинические рекомендации (КР) нужны медицине как ориентир, но должен быть механизм реализации. Таким механизмом могут быть внутренние стандарты медицинской организации. Если необходимого оборудования в больнице нет, претензии к неисполнению КР неуместны, заявил 30 октября президент АО «Медицина», заведующий кафедрой терапии, общей врачебной практики и ядерной медицины РНИМУ им. Н.И. Пирогова академик РАН Григорий Ройтберг на конференции «Эффективная клиника», передает корреспондент «МВ».
«Мы никогда не делаем ничего лишнего, но то, что положено, делается. В нашей клинике мы сделали так, чтобы главному врачу приходили СМС об отклонениях от стандарта у конкретного больного. Я не говорю, что доктор — это автомат, он имеет право принимать решения, которые не соответствуют шаблону. Но он должен подумать, обосновать, заручиться поддержкой коллег — и тогда никаких проблем», — заявил академик.
Такой подход, по его словам, снимает лишние вопросы и у пациентов — они не будут говорить, что в клинике им назначают лишние процедуры. Бороться с избыточными обследованиями и консультациями — очень сложная задача, так как «если мы что-то не сделаем, то СК всегда рядом». Тем более что в медицине «всегда может быть что-то не так». Поэтому системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР) — надежные помощники врача, которые работают на повышение качества диагностики и лечения пациентов, считает Ройтберг.
Он отметил, что за счет внедрения цифровых технологий растет общая эффективность работы клиники.
Ранее в Федеральном фонде ОМС подвердили планы расширить применение сервисов искусственного интеллекта для диагностики заболеваний и финансировать эти расходы из ОМС.
Минздрав накануне подготовил очередные разъяснения о порядке работы медорганизаций после вступления в силу закона об обязательном исполнении клинических рекомендаций. В них говорится, что КР не имеют статуса нормативно-правовых актов и не могут выступать предметом государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Медицинские юристы оценили это заявление неоднозначно, писал «МВ».
Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Гузель Улумбекова заявила о необходимости разъяснить врачам границы применения клинрекомендаций. По ее словам, прежде чем требовать от медорганизаций и врачей следовать им, надо убедиться, что есть вся необходимая диагностическая и лечебная инфраструктура, а тарифы покрывают стоимость прописанных в КР лекарств.
Генеральный директор Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава Виталий Омельяновский прокомментировал тему рисков уголовного преследования из-за неисполнения КР на форуме «Национальное здравоохранение». Врач сегодня должен работать в рамках тех норм, которые прописаны в клинических рекомендациях, где имеет место и вариативность подходов с точки зрения диагностики и лечения. Уголовная ответственность возникает тогда, когда возникают какие-то осложнения в ходе оказания медицинской помощи и установлена причинно-следственная связь исхода с нарушениями, которые допустил врач. Но решение о наличии этой связи в любом случае принимает суд, с учетом представленных доказательств, резюмировал Омельяновский.
Татьяна Бескаравайная
источник : https://medvestnik.ru