Это предложение было озвучено на прошедшем в пресс-центре «РИА-новости» круглом столе «Помощь терминальным больным – кто ее окажет, где ее искать?». По словам экспертов, в настоящее время все усилия государства направлены на максимально жесткое регламентирование данного процесса.
«Возможность получения помощи терминальными больными в России очень ограничена, - отметила специалист в области паллиативной медицины, педиатр Анна Сонькина. - Огромное количество неизлечимых больных не получает вообще никакой помощи. В 1961 году СССР, как и многие другие страны, подписал Международную конвенцию. Тем самым наша страна признала в соответствии с международными требованиями ответственность за оборот наркотических средств, а также обеспечение их доступности своим гражданам для медицинских и научных целей. В начале 80-х ООН поручили разработать рекомендации для стран о том, как сбалансировать национальную политику, обеспечивая контроль и одновременно с этим доступность наркотиков. В соответствии с рекомендациями Международного комитета по контролю над наркотиками, в стране должен существовать компетентный национальный орган, отвечающий за обеспечение доступности наркотических препаратов для инкурабельных больных. В России эти функции не выполняет ни ФСКН, ни Минздрав. На сайте Международного комитета по контролю над наркотиками в качестве Национального органа в России обозначено Минэкономразвития!
По информации хирурга-онколога, директора Евразийской федерации онкологии Сомасундарама Субраманиана ситуация с доступностью наркотических препаратов для терминальных больных в РФ обстоит даже хуже, чем в некоторых странах Африки.
«В Советском Союзе была создана одна из лучших систем помощи онкологическим больным, - отметил он. - К сожалению, за последние годы ее преимущества были потеряны. Согласно подсчетам экспертов, в 2009 году в России, испытывая потребность в купировании боли, умерли 183 тыс. пациентов, из них 23 тыс. человек - в Москве. И из этих 23 тыс. пациентов только чуть более 4 тыс. человек получали адекватное обезболивание».
В основу необходимых мер по повышению доступности паллиативной терапии, по мнению Сомасундарама Субраманиана, должен быть заложен европейский опыт, где показатели доступности наркотических обезболивающих для инкурабельных пациентов одни из самых высоких в мире.
О катастрофической ситуации с доступностью наркотических препаратов для инкурабельных больных заявила главный врач АНО «Самарский хоспис» Ольга Осетрова. В качестве примера она привела результаты проведенной месяц назад проверки самарских поликлиник на предмет назначения врачами наркотических обезболивающих. Оказалось, что наркотики получают только 10% пациентов с онкозаболеваниями в терминальной стадии, тогда как в соответствии с рекомендациями ВОЗ в течение трех последних месяцев жизни их должны получать не менее 70% пациентов данной группы.
«И это еще не самая плохая ситуация, я знаю регионы, где дела обстоят гораздо хуже», - отметила Ольга Осетрова.
На огромное количество бюрократических препон при организации отпуска наркотических препаратов в аптеках указала директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина. По ее словам, наша страна самый настоящий рекордсмен по количеству запретов, в результате которых доступ пациентов к получению препаратов, а врачей к их применению в клинической практике, максимально усложнен.
«У нас огромное количество ограничений по легальному обороту наркотиков, - говорит Елена Неволина. - Начиная с того, что их невозможно приобрести за деньги, так как это группа препаратов, которые отпускаются только бесплатно, и, заканчивая тем, что частнопрактикующий врач выписывать их не имеет права. Да, в Москве ситуация в отношении отпуска наркотических препаратов обстоит несколько лучше, но на всю столицу есть только 70 аптек, имеющих право заниматься отпуском наркотических средств».
Она напомнила о ситуации, сложившейся с обеспечением наркотиками больных в Московской области после продажи ГУП «Мособлфармация». Тогда новый собственник прекратил отпуск наркотических препаратов, так как это убыточный вид деятельности.
«Сегодня власти Московской области вышли на коммерческие аптеки, убеждая их создавать у себя условия для отпуска этих препаратов. Но оборудование одной сейфовой комнаты для их хранения обойдется учреждению в полмиллиона рублей, притом, что в аптеках, за рубежом, они хранятся в сейфе в торговом зале, куда имеет доступ любой сотрудник аптеки», - отметила Елена Неволина.
Обозначая круг проблем, эксперты указали на ограниченное число специалистов, которые обладают правом выписки рецептов на наркотические обезболивающие, ограничения на срок действия рецептов, максимальный объем аптечных запасов, использование понятия предельно допустимых доз и отсутствие пероральной формы морфинов короткого действия (их использование рекомендовано ВОЗ как препарата первого ряда для лечения хронического болевого синдрома).
«Нам всем вместе нужно собраться и решить, какие вопросы в области применения наркотических препаратов в медицинской практике требуют реформирования, - призвала коллег Анна Сонькина. - Эксперты ВОЗ готовы приехать в Россию и помочь нам реформировать законодательство. Есть опыт многих стран, которые пошли на такой шаг и смягчили свои правила контроля, приблизив их к требованиям Международного комитета по контролю над наркотиками. И есть доказательства, что это не привело к утечке наркотиков в нелегальный оборот. То, что государство идет по пути жесткого контроля, не уникально для России. Так было во многих странах. Но должна появиться противоборствующая сила. И очень часто в этой роли выступают профессиональные организации. Людей, которые занимаются паллиативной помощью, в России уже очень много. Но мы все разобщены. Нам нужно на основе какого-то врачебного саморегулирования объединиться, и тогда голос профессионалов может быть услышан».
источник : medvestnik.ru